India Time. Part 6. Darjeeling

Время путешествий началось для меня с ночной поездки на автобусе, следующего из Калькутты в Силигури. Среди пассажиров не было ни одного иностранца – только местное население. Автобус был, конечно, дешевенький, что меня, в принципе, не смущало, если бы не один факт – в нем не было багажного отделения. Под сиденье чемодан тоже не поместился и мне пришлось расположить его в пространстве между моим креслом и впереди стоящим, ну а ноги поставить на него сверху. Первое время это даже казалось удобным. Я включила плеер и под летящие песни Florence and the Machine отправилась в свое первое самостоятельное путешествие длиною почти в три месяца.

В Дарджиллинг чуть позже приедет Мэри, а уже сейчас меня ждала там Сарита – она приехала специально, чтобы увидеться с нами, перед тем как отправиться в Непал. Кроме того, туда также едет и Джейсон из Сингапура, с которым мы вместе работали в Калигате. Вот сколько людей сразу!

Хочу рассказать вам о моём странном соседе в автобусе. На первой остановке он зачем-то купил мне газировку, хотя я его не просила. Мы ведь даже не разговаривали. Ко времени следующей остановки я уже спала и не хотела выходить. Мой сосед вернулся, разбудил меня и всучил мне коробку шоколадного печенья, неразборчиво что-то пробормотав. Я ответила, что мне не надо, спасибо, и попыталась спать дальше. Тогда он просто запихнул это коробку между моим креслом и стенкой автобуса. Позже он взял из моих рук рыся, внимательно рассмотрел его, погладил, и положил к себе на колени. Всё это происходило в полном молчании. Я была слишком сонная, чтобы возражать, но спать спокойно не получилось – всё время проверяла на месте ли мой рысь. Потом где-то посреди ночи начало происходить что-то невообразимое. Сосед мой, вернув мне моего друга, начал вместо подушки использовать меня. Причём так, словно я действительно подушка. Если ему было неудобно лежать на моем плече/руке, он просто поправлял меня и укладывал как ему надо. Мои полусонные попытки что-то с этим сделать ни к чему не приводили. А еще иногда он будил меня, чтобы задать то один, то другой вопрос, типа как меня зовут, или говорю ли я на хинди, а получив ответ, сразу засыпал. Находясь в этом странном состоянии полусна, как будто наблюдая за всем со стороны, я только думала про себя: «Вот же наглый какой» и продолжала спать дальше. Лишь потом, проснувшись под утро, я начала активно скидывать его, и он, наконец, перевалился на своё кресло обратно.

На рассвете автобус сделал последнюю остановку в какой-то деревеньке, чтобы все могли умыться. Само место, честно говоря, как из фильмов ужасов, зато я увидела восход солнца!

Оставшиеся несколько часов до Силигури были настоящей пыткой для меня – затекло всё, что только могло. И как бы я не пересаживалась и не меняла своё положение – это уже не помогало. Оставалось лишь терпеть и любоваться чайными плантациями, которые уже виднелись в окне. На подъезде к городу мой сосед вышел и даже не попрощался. И это после всего, что между нами было. 😀

В Силигури из автобуса я сразу пересела на общественный джип и снова отправилась в путь, лишь подождав немного пока машина заполнится. Стоило нам выехать за город и я впервые увидела Гималаи – пока где-то там, на горизонте, но всё равно – вот же они! Мы еще немного проехались по ровному отрезку пути, а потом начали подъём – дорога практически сразу стала очень крутой и извилистой. А я была вне себя от счастья. ^^

Всё выше и выше мы поднимались к облакам, пока не оказались над ними. То и дело на склоне какой-нибудь горы, увидев вдалеке город, я думала, что вот, добрались, но нет – это был то Курсеонг, то Гум, то еще что, но всё еще не Дарджиллинг. Становилось холоднее, а меня почему-то начало клонить в сон. То ли из-за неспокойной ночи в автобусе, то ли из-за чистого горного воздуха, но это был тот сон, с которым я не могла бороться, как ни старалась. Проснулась я когда наш джип сделал остановку на перерыв, чтобы водитель отдохнул. Там уже было пасмурно и совсем холодно. Хорошо, что я заранее приготовила свитер.

Мне казалось, что мы ехали целую вечность, а не обещанные три часа. Когда мы добрались, я не увидела Дарджиллинг на склоне горы, как это было с предыдущими городами – в него мы как-то сразу заехали. И там шёл дождь. 🙁

Выбравшись из джипа, я надела дождевик и открыла в телефоне карту, чтобы отыскать свой отель. Может быть из-за капель дождя, которые попадали на экран, может, из-за сложного устройства самого города, или из-за того, что сигнал на телефоне был не очень хорошим, но в какую бы сторону я не пошла – всё время оказывалось, что я иду не туда. В итоге, походив так без толку, я бросила это дело и просто начала спрашивать у людей. К счастью, многие знали мой отель. Он был очень-очень высоко. С чемоданом взбираться на вершину горы, да еще и в дождь, было тяжеловато – потому я была так счастлива, когда увидела заветную вывеску «Tower View».

Отель очень необычный – ты сразу попадаешь на его верхний этаж, где расположены рессепшн и ресторан, а чтобы попасть на первый этаж, нужно наоборот спуститься. Моя комната как-раз была внизу. Очень даже симпатичная, но дико холодная. Вида из окна пока никакого не было – одни только тучи. Но впереди еще почти целая неделя и я не отчаивалась.

В этот день я уже была слишком уставшая и замерзшая, чтобы куда-то идти. Я лишь сбегала до супермаркета купить что-то перекусить, а потом просто оделась потеплее, забралась под одеяло и начала писать рассказ про свои последние дни в Калькутте.

Утром я проснулась рано и сразу же побежала смотреть в окно. Там было светло и ясно. И какой вид! Передо мной во всей красе насколько хватает глаз – невероятные синие горы, одна выше другой, а между ними кое-где застряли облака. Слева, за домами, похожими на цветные кубики, я увидела первую снежную вершину, а внизу подо мной – лабиринт улиц и чайные плантации вдалеке. До чего же красиво! Я всё не могла поверить, что я здесь и смотрела, смотрела… Но пора было собираться, на железнодорожной станции меня ждала Сарита.

Пока спускалась вниз, я пробежала почти по всем основным улицам и успела их немножко осмотреть. Город почти европейский – когда-то сюда из Калькутты приезжали спасаться от летней жары британцы, вот и понастроили тут красоты в своём стиле. Ну а я, как обычно, не смогла обойтись без ассоциаций – на этот раз с одним из моих любимых мультфильмов – «Ведьмина служба доставки». Хаяо Миядзаки говорил, что образ города был навеян Стокгольмом, но наверное он не был в Дарджиллинге – ведь так похоже! Здесь и башня с часами, и уютные домики в окнах которых миллион цветочных горшочков, каменные ограды, утопающие в зелени, маленькие извилистые улочки. Только вместо моря здесь горы, а вместо трамваев – знаменитый игрушечный поезд. Вот даже место, где расположен мой отель, очень напоминает ту самую улицу с булочной, в которой жила Кики.

Прибежала я на железнодорожную станцию, огляделась, Сариты пока не видно. Зато видно далеко за городом, высоко в небе, словно облака, ту самую гору, название которой я научилась выговаривать только к концу своего пребывания, – Канченджангу. Эта гора третья по вышине в мире и всего лишь на 260 с чем-то метров ниже Эвереста. Вы не представляете, насколько она необыкновенно красива. Её невозможно сравнить ни с чем, что я когда-либо видела… На фото, правда, без зума она действительно больше похожа на облака.

Сарита всё не шла и я отправилась на её поиски и довольно скоро нашла её у кафе. Она думала, мы встречаемся там. Как же здорово было снова её увидеть! Вот хоть с кем-то из нашей команды я встретилась дважды.

Мы выпили чаю и отправились на поиски какой-то смотровой площадки, про которую она прочитала в интернете. Не вдаваясь в подробности, искали мы её все утро. Карты тупили, народ о таком месте и слышал, мы ходили кругами по одним и тем же местам, и даже мой безупречный внутренний компас нам не помог. Уже позднее через пару дней мы выяснили, что на самом деле мы нашли его, мало того, это было самым первым местом, к которому мы пришли. Просто, оказывается, существует две смотровые точки в этих краях с одинаковым названием и то, что хотела увидеть Сарита, находилось в ста километрах отсюда.

Ближе к обеду мы поднялись к моему отелю потому что мне обещали выдать сегодня новую комнату, повыше. Она была больше и гораздо уютнее, на кровати лежали сразу два теплых одеяла, а в углу у окна стоял стол, за которым можно работать, но главное – здесь есть балкон и вид еще более впечатляющий! Сарита помогла мне перенести вещи и мы отправились исследовать Буддистский монастырь на окраине города.

Шли мы довольно долго, по дороге встретив новые красивые домики, диких обезьян, бегающих по крышам, рисовые террасы, буддистcких монахов и пару раз – игрушечный поезд (его так называют из-за размера, он совсем крохотный).

Сам монастырь не произвел на меня сильного впечатления, хоть он большой и я таких раньше никогда не видела. Мне вот только внутри очень понравились потолки – опять напомнили мне очередной чудесный мультик – «Тайна Келлс» – там была книга, в которой рисовали узоры, а внутри этих узоров – другие узоры, а в них еще и еще. Вот и здесь оказались такие замысловатые росписи на потолках, которые можно было рассматривать без конца.

А еще мы попали на пуджу, когда все монахи собираются в храме и вместе молятся. Другие же монахи время от времени разносили всем чай, и нас, кстати, тоже угостили. Забавно, мы заметили, что некоторые прятали под подолом орешки и ели их прямо во время молитвы, а потом они этот пакетик передавали один другому и хрустели все по очереди. Вообще они все очень миленькие.

На следующее утро мы решили встать очень-очень рано, в 5 часов. В это время еще ясно и гору видно лучше всего. На улице еще так свежо в это время и так пусто. Уже по пути я увидела ее – во всём великолепии, возвышающуюся над городом и сверкающую в лучах рассветного солнца. Знаете, это было благословение, что в то утро было так ясно и мы смогли разглядеть ее достаточно хорошо. Позже узнаете почему.

Я встретилась с Саритой и мы начали подъем на холм, на вершине которого нас ждала японская пагода. По дороге я всё время оглядывалась – Канченджанга сопровождала нас до самого конца пути. В то утро я думала, что так будет всегда – достаточно лишь встать пораньше и пожалуйста, любуйся, пока облака не набежали. Но ничего подобного.

В парке с пагодой растут невиданной высоты сосны – причем они странные, почти голые, и только на самой вершине – маленький пушистый шарик. А сама пагода больше похожа на ступу. Видимо их просто все по-разному называют. Это такой большой белый колокольчик с золотым Буддой в центре и охранниками-львами. Подойдя к ней ближе, Сарита услышала звуки пуджы и помчалась туда, сломя голову. Я же спокойно дошла и застала лишь окончание этой церемонии, которая оказалась очень немногочисленной. Во главе шествия был священнослужитель, а за ним 5 или 6 человек местных буддистов, все стучали в барабаны и что-то пели. Сарита была в восторге. Впрочем, она всегда от всего в восторге. 🙂

Мы спустились к станции, и, поскольку день только начинался, решили пойти на чайные поля «Happy Valley». Они находятся на другом конце города и мы опять чуть было не заблудились, но это того стоило.

В музее чая для нас провели не очень интересную экскурсию, зато очень вкусную дегустацию! Нам представили шесть сортов правильно заваренного чая, среди которых, я помню, были обычные черный, зеленый и белый, а также черный и зеленый с розой, а вот последний не помню какой был. Больше всех мне понравился черный чай с розой. Хотя они все были очень хороши на самом деле.

После мы отправились прогуляться по саду, залезли в чайные кусты, где встретили курицу и цыпленка, и нашли классное место среди полей, откуда открывались впечатляющие виды на горы. А еще мы познакомились с дамами, которые собирают чай! Хоть они и совершенно не говорили по-английски, но были очаровательны и дружелюбны. Одна из них даже попозировала для камеры, типа она вся в работе. А вообще у них был перерыв на обед тогда – на обратном пути мы увидели, как они все устроились вдоль дороги под зонтиками, чтобы вздремнуть.

Пока мы с Саритой бороздили чайные просторы, Джейсон сообщил, что добрался до Дарджиллинга, но у меня к тому моменту уже не было никаких сил куда-то идти еще, поэтому мы просто миленько поужинали, разделив огромную порцию риса на двоих, и на следующее утро я потащила его к пагоде.

Я так надеялась, что он сможет увидеть ту же красоту, что и мы, но увы, погода уже начала портиться и даже в 5 утра было недостаточно ясно. Большая часть горы была скрыта за пеленой облаков, и он разглядел лишь только самые пики – а это конечно производит на такое сильное впечатление. Мне было очень неудобно, что я заставила его встать так рано, чтобы увидеть лишь это… Хотя он вроде бы и не выглядел сильно расстроенным – наверное потому что у него тогда еще была надежда на завтра и послезавтра.

Сарита в этот день хотела отдохнуть, поэтому я была свободна и решила также показать Джейсону и чайные поля. В музей мы не пошли, я рассказала, что там так себе. Вместо этого мы просто посидели на том холме, откуда вид на горы открывается – так уж там хорошо! Мы даже увидели пагоду, у которой были утром, обалдев от того, как это далеко на самом деле.

В этот день мы больше никуда не ходили, зато с нами приключилась одна очень любопытная история. На обратном пути, спускаясь от пагоды, мы делились тем, кто каких друзей обрел во время работы в доме Матери Терезы. Джейсон рассказывал о ребятах из Кореи, и я, вспомнив одного своего знакомого корейца по имени Пол, спросила, знает ли он и его также. Потому что он вообще-то тоже из Калигата, но его там не очень часто можно увидеть, так как он работает немножко по-другому – отвозит и привозит людей из госпиталя, или просто навещает их там. Джейсон сказал, что знает одного молодого корейца, но он не знает его имени, зато говорит, что тот священник, и еще, что он тоже собирался приехать в Дарджиллинг. Про планы своего корейца я не была в курсе, а на священника он вроде не был похож. В общем, так мы тогда и не поняли, говорим ли мы об одном и том же человеке, либо все-таки о разных.

Перед тем как пойти на чайные плантации, мы решили поспать пару часиков, и вот после отдыха, я зашла на рессепшн оплатить очередной день, и увидела, что кто-то очень знакомый машет мне из глубины комнаты. Вглядевшись, я поняла, что это тот самый мой кореец, про которого мы говорили  с Джейсоном вот буквально только что. В моем отеле. В то же время, что и я. Ну дела! Мы поговорили мы с ним немножко. Он рассказал, что сегодня уже уезжает и едет дальше в Сикким. Про то, священник он или нет, я спросить не решилась, подумав, что это невежливо. Я помчалась вниз к Джейсону рассказать об этой невероятной встрече, но это еще не конец истории.

Вечером мы ужинали в одной очень симпатичной булочной, про которую потом выяснили, что это самое старинное кафе в Дарджиллинге. Мы обсуждали предстоящую ночную поездку на Тайгер Хилл – это такое известное место, откуда можно разглядеть не только Канченджангу, но и даже Эверест, и другие известные вершины. Вот что будет с погодой – непонятно, и Джейсон предложил залезть в инстаграм и найти там сегодняшние фото с Тайгер Хилла, чтобы посмотреть, как там было сегодня. Он нашел очень симпатичную фотографию с Канченджангой, но засомневался, не взяли ли ее просто из гугла. Тогда мы пошли в профиль этого человека, чтобы взглянуть на его другие фото, и там я увидела селфи – опять этот кореец! Ну как, как такое может быть вообще… И да, мы, наконец, выяснили по его фотографиям, что говорили об одном и том же человеке и он действительно будущий священник. Правда с именем я не поняла. Мне он говорил, что его зовут Пол, однако в инстаграме его имя начинается на «J». Это пока остается загадкой для нас.

Теперь Тайгер Хилл. А это был полнейший эпик фейл. Начнем с того, что я пришла на место встречи к 3 (!) часам утра, а Джейсон сообщил, что не может выбраться из своего отеля, потому что он заперт, а открыть некому. Кроме того, то туристическое место, где должен был стоять наш джип, было закрыто, а на улице ни единого человека. Я в недоумении ходила по улице туда-сюда, даже дошла до отеля Джейсона, чтобы посмотреть, не смогу ли я открыть его снаружи (нет, не смогу), вернулась к месту, и всё ждала, ждала. Я уж было начала думать, что мы опоздали и все уехали давно, как вдруг из ночи ко мне неожиданно подошел мужчина и спросил, не на Тайгер Хилл ли я собралась. Получив положительный ответ, он мне указал на какой-то джип и говорит – иди, садись, скоро поедем. Я сказала, что жду друга, и когда он придет, тогда и сяду. Других людей помимо меня и этого мужчины всё еще не было, хотя уже очень много времени прошло. Наконец, мой друг пришел и мы отправились греться в джип. Люди начали подходить только к 4-м. Почему нам велели прийти на час раньше я так и не поняла. Приехало столько джипов, штук 10 наверное, заняли собою всё пространство, и людей становилось всё больше и больше. Нас пересадили зачем-то в другую машину, хотя все они ехали в одно и то же место – это для меня тоже осталось загадкой.

Оказавшись на холме и увидев непроглядный туман, мы уже начали потихоньку расстраиваться, но надежду еще не потеряли и поднялись на смотровую площадку. Там собралась уже целая толпа, и мы решили пойти поискать другие места, откуда можно было бы что-то увидеть. Такие места-то мы нашли, и там даже людей не было, вот только и гор не было тоже. Облачность так и не прошла. Мы всё ждали, и ждали, в какой-то момент даже казалось, что что-то начало проясняться, но потом всё заволокло опять. Короче, так мы ничего и не увидели. Конечно, лес в облаках тоже очень красив, но все же мы не для этого сюда приехали.

На обратном пути нам остановили у знаменитой смотровой площадки «Batasia Loop» и мы зачем-то туда тоже пошли, хотя знали, что сейчас там нечего ловить. Возможно надежда еще жила в нас. Но она не оправдалась. Мы только подумали, какой отсюда, должно быть, открывается прекрасный вид. Но не сегодня и не для нас.

В общем, мы в полном расстройстве отправились спать и встретились после обеда, чтобы посмотреть Nightingale park, про который Джейсон прочитал в интернете – мы всё еще рассчитывали на какие-нибудь виды. В парке мы услышали соловьёв, зашли в стеклянный домик с цветами, увидели пруд без воды и погрызли орешков, сидя на лавочке. Но вот видов мы естественно никаких не получили. А ведь они наверняка там такие красивые – парк расположен очень высоко над городом. У Джейсона осталась одна последняя надежда на следующее утро, потому что потом он уедет.

Вечером перед самым ужином началась еще и дикая гроза (да, мы счастливчики!). Мы какое-то время ждали пока она закончится, но она не заканчивалась, а в моём отеле к тому же выключили свет и я сидела в полной темноте. Так что мы решили идти, не смотря ни на что – нас ждала индийская еда. Мы выбрали из меню «Тали» – огромнейший поднос со всевозможной едой в маленьких тарелочках, даже десерт был жидкий, а вместо привычных лепешек нам дали огромный блин. Как всегда, это было великолепно.

Следующим утром я проснулась рано, вышла на балкон и ахнула, как там было красиво – после ночной грозы я этого совсем не ожидала. Нет, там не было ясно, но горы были видны так хорошо, и главное – так далеко, как я, наверное, еще никогда не видела. Я написала об этом Джейсону и он пошел на какую-то смотровую площадку, чтобы это застать, но, видимо, было поздно. Ему что-то совсем не повезло в эту поездку.

Мы в последний раз позавтракали и попрощались. Вот и на одного друга в Дарджиллинге стало меньше. Но должна была приехать Мэри!

Чуть позднее я встретилась с Саритой и мы решили совершить прощальную прогулку к пагоде, так как завтра она тоже уедет. Когда мы взобрались повыше, то увидели как под нами медленно двигаются облака — удивительно ^^. А наверху мы случайно встретили Мэри – она наняла себе гида и уже всё утро осматривает с ним достопримечательности. Вот и еще одна неожиданная встреча. Мы договорились сходить куда-нибудь вместе завтра и попрощались.

А чуть позже я простилась и с Саритой. Сейчас она уже в Непале и 1-го мая начнет подъем на Анну Пурну. Уже завтра!

С Мэри в мой последний день в Дарджиллинге мы провели не очень много времени. Только пообедали и прогулялись по центральной части города. Она рассказала, что та дама, что сражалась за свою жизнь, всё-таки умерла, а моя болеет. Но, кажется, не очень серьезно. Просто там в Калькутте очень жарко, и для многих наших леди это тяжело. Уверена, она будет в порядке.

Я проводила Мэри до её очень красивого отеля и попрощалась с нею. Мы могли бы провести вместе чуть больше времени, но мне нужно было вернуться к себе и доделать работу перед отъездом.

Скажу честно, когда я проводила всех своих друзей и осталась одна, мне почему-то стало грустно. Планируя эту поездку, я вообще-то была рада, что смогу провести какое-то время в одиночестве. Думала, это будет полезно для меня. Но когда встречаешь таких замечательных людей, расставаться с ними всё-таки непросто.

В свой последний вечер я решила поработать не у себя в комнате, а на открытой террасе моего отеля. Там было очень здорово. Видела, как одно большущее облако, словно волна, сползает по горе сверху вниз, постепенно обволакивая ее. Ну а потом я замерзла и вернулась в комнату.

Утром я побежала искать джип до Силигури и нашла его довольно быстро, только вот ждать пока он заполнится пришлось долго – больше часа. Я переживала, потому что знала, что тут бывают пробки, а у меня автобус. Но ничего, я успела, и еще насмотрелась всяческих красот на обратном пути. Как же тут может быть красиво, когда ясно!

Всё-таки Дарджиллинг – это такое место, где твоё впечатление от него сильно зависит от погоды. Вот Джейсон практически ничего не увидел и был разочарован. Я увидела немного, но не достаточно. Я не получила в полной мере того, за чем приехала. И потому у меня осталось ощущение какой-то незавершенности. Надо бы вернуться, чтобы увидеть всё то, что может показать это место! А пока меня ждет Бодгайа, про которую я расскажу в следующей главе.

P.s.

На самом деле, сегодня я уже покидаю и Бодгайю, просто я очень медленно пишу. 🙂