India Time. Part 4. Sunderbans

Мы с Мэри решили отправиться в маленькое путешествие к Бенгальскому заливу — в национальный парк Сандербан. Это самый большой в мире мангровый лес (мангры – это такие необычные деревья, которые растут прямо в воде) и заповедник для бенгальских тигров и других редких тропических животных и птиц.  Расположен он в дельте реки Ганг совсем рядом с Бангладешом. Причем он не заканчивается на границе, а продолжается — там основная часть его территории.

Сандербан представляет собой множество маленьких островков, между которыми люди передвигаются на лодках. Обитаемыми здесь являются лишь несколько из них, расположенные ближе к суше. А дальние земли полностью отведены во владение диких животных.

Про то, как мы побывали в этом интересном месте с экскурсией, я сейчас и расскажу.

Рано утром мы отправились в путь на организованном микроавтобусе. К нам также присоединились три очень миленькие пожилые пары из Дели. Я сидела у окошка и любовалась загородными красотами. Чем ближе мы подъезжали, к заповеднику, тем более деревенскими и необычными становились пейзажи. Дома тут все, как с картинки: глиняные с соломенной крышей, а некоторые и вовсе полностью из соломы. Множество маленьких прудиков, некоторые почему-то ярко оранжевого цвета. По дорогам бегают курицы и коровы. Пальмовые рощи. И рисовые поля. Я впервые увидела рисовое поле! Вот такое оно:

По дороге мы сделали остановку, чтобы выпить чаю. Он был очень странный – настолько крепкий, что казался кофе. Позже была еще одна остановка для заправки и вот, наконец, мы подъехали к причалу. Там мы попрощались до завтра с водителем микроавтобуса и встретились с нашим местным гидом (очень симпатичным). Он провел нас к нашему кораблику – то есть, большой двухэтажной моторной лодке. Я никогда таких прежде не видела. На первом этаже – кухня, а на втором – открытая палуба с крышей для гостей. И там же еще маленькая закрытая кабинка для капитана.

Мы познакомились с остальными членами нашей туристической команды. Все – жители Индии. Трое молодых людей, которые постоянно фотографировались. Семейство: мама, папа и две дочки – старшая наверное скоро закончит школу, а младшая – только пошла. И еще одна парочка с пожилой мамой. Все очень дружелюбные, весёлые и вежливые, нам повезло с командой.

Мы начали наш путь по коричневатым водам Ганга. Такой цвет, вероятно, был сегодня из-за пасмурной погоды. Собиралась гроза. То тут, то там сверкали молнии. Мы направлялись к острову Пакхирала, где расположен отель. Я радостно бегала с одной стороны лодки на другую, фотографируя всё подряд: острова, мангровые рощи, лодки у берега или в воде – все такие необычные. В зарослях мангров мы с Мэри заметили табличку, на которой написано, что здесь начинается царство бенгальских тигров. Ах, как же нам хотелось увидеть хотя бы одного, хотя бы издалека, да даже если только уши или хвост! Это лишь самое начало путешествия и мы еще были полны надежд.

Вскоре всё-таки начался дождь. Сперва мы вполне удачно прятались от него под тентом. Но он становился всё сильнее и сильнее и мы даже перестали что-либо видеть дальше 10 метров — такая стояла густая пелена воды. А потом на палубу начали падать какие-то белые камешки, и мы с Мэри с удивлением обнаружили, что это град! Вот уж чего я совсем не ожидала тут. Хоть ветрено и мы уже совсем промокли, это было очень красиво! И как удачно дождь закончился, стоило нам только пришвартоваться к берегу.

Мы оказались в такой живописной деревне! Правда, у нас почти не было времени ее осмотреть, поэтому я расскажу про нее чуть-чуть попозже. Мы добрались до отеля от берега пешком, он расположен совсем близко к причалу. Отель напомнил мне детский лагерь, только маленький. Там был пруд, отдельный сарайчик для столовой, отдельный – для кухни, и маленькие одноэтажные домики для гостей. У нас с Мэри была своя комната, очень светлая и симпатичная. Мне понравились простыни на моей кровати – со зверюшками 🙂

После обеда мы снова вернулись на нашу лодку и поехали на так называемую «точку заката». Солнце уже садилось и природа вокруг, наконец, начала приобретать какие-то цвета, а то днем всё было очень серым. Мы приехали к месту довольно быстро – это устье реки с обеих сторон, окруженное лесом, а над ним как-раз садилось солнце. Я смотрела на этот лес и думала – а ведь где-то там живут тигры. Настоящие тигры! Ближе к вечеру на берег стали прилетать какие-то белые птицы, очень-очень много белых птиц. Я не знаю, как они называются, все названия говорили на бенгальском – так что я так и не поняла. Ну, какие-то редкие 🙂 А в кустах очень громко журчали другие птицы, их мы и не увидели даже — они все время прятались. Было хорошо. Так тихо и спокойно. Нам принесли вкуснейший чай в миленьких бумажных стаканчиках. Мы с Мэри были счастливы. После такой шумной Калькутты, так приятно было оказаться в этом умиротворяющем месте. Обратно мы возвращались уже в темноте. По пути нас угостили какими-то обжаренными овощами – было темно, я не увидела, какими именно. Но, кажется, это была цветная капуста.

Мы вернулись в отель и обнаружили, что нас ждёт сюрприз. В саду были выставлены стулья и нас пригласили сесть. Вышли танцовщицы в национальных костюмах, а также певица с непонятным музыкальным инструментом и мужчина с перкуссией. Почти целый час они танцевали и пели для нас. Это не было похоже на те танцы и музыку, которые мы привыкли видеть и слышать в индийских фильмах. Думаю, это местный бенгальский стиль (у нас в Калигате на мессах по воскресеньям поют примерно также). Источник света там был лишь один – фонарный столб, потому фотографировать было сложновато, но что-то получилось. Для памяти. Не стану лукавить и говорить, что я пришла в восторг от этих танцев, это всё же было несколько своеобразно. Тем не менее, не думаю, что я когда-то увижу нечто подобное и рада, что для нас устроили такой приятный сюрприз.

До ужина еще было время, и я решила сбегать к причалу и попытаться поснимать звёздные пейзажи. Я не взяла с собой штатив в поездку, поэтому вместо него я использовала свою рысь и рюкзак – они вполне справились с задачей. Я сделала несколько фотографий на берегу и еще несколько в деревне. Не смотря на то, что уже сильно стемнело, мне почему-то совсем не было страшно. Здесь так спокойно, что я чувствовала себя в безопасности.

После ужина мы легли спать. Правда, на всю деревню в микрофон говорил какой-то человек. По его интонации мне показалось, что это какие-то то ли политические, то ли религиозные призывы. Могу лишь догадываться. Когда я проснулась в 6 утра, он всё еще продолжал говорить…

Так рано я вскочила потому что нам обещали провести перед отъездом в джунгли небольшую экскурсию по деревне. Я немножко проспала, и, собравшись как молния за 10 минут, прибежала к месту встречи. Наш симпатичный гид смотрел на меня с виноватым лицом – мол, простите, но больше никто не захотел идти на экскурсию, все спят — поэтому ее не будет. Ну а я уже одетая, умытая и проснувшаяся не захотела идти обратно спать и решила прогуляться сама.

Не успела я выйти с территории нашего отеля, как меня уже ожидало кое-что интересное. Я залюбовалась на туман над прудом и вдруг заметила крохотную птичку. Она порхала совсем рядом со мной и устроилась на одной из веточек неизвестных мне оранжевых цветов. Размером она была не больше, чем эти самые цветы, и с вытянутым клювиком. Я очень хотела ее сфотографировать, но стоило мне подойти чуть ближе, как она улетела. Так что у меня с ней есть лишь самый первый кадр, который я сделала издалека.

Сама деревня очень живописная. На каждом шагу я то и дело останавливалась, чтобы что-нибудь сфотографировать. Как там красиво и уютно! Вот только представьте. Утренний туман, рассвет, соломенный домик, перед ним маленький прудик с утятами, а вокруг эти великолепнейшие пальмы, бамбуковые ограды, обвитые цветами, женщины в сари с кувшинами, по дорогам гуляют козочки, курочки, коровы и собаки. Одна из них даже составила мне компанию и прогулялась со мной немного. Правда, она потом встретила свою подругу корову и, видимо, разговорившись с ней, забыла про меня. По тропинке шел дедушка с мальчиком, тот нёс на руках маленького милого чёрного козленка. Я дошла до рисовых полей и пришло время возвращаться обратно. Как жаль, что больше никто не захотел присоединиться ко мне – это было так интересно! Я была уже совсем рядом с нашим отелем и снимала панорамное видео, как вдруг ко мне подкатил на мотоцикле наш гид. От неожиданности я вляпалась в коровью какашку. Ну, это Индия, ничего страшного 🙂 Я сказала, что уже заканчиваю и сейчас приду. Мне стало немного неловко, но это быстро прошло.

Наша туристическая команда в полном составе снова оказалась на борту кораблика. Мы отправились на долгожданные поиски тигров. Правда, мы почти сразу снова причалили к какому-то острову. Как оказалось, для того, чтобы наш гид (уже другой) получил разрешения на посещение островов. А мы пока немного прогулялись. Там было очень-очень много обезьян, а также я видела гигантскую ящерицу и крокодила. Гид сказал, что еще можно было бы встретить большого белого крокодила, но в тот момент он, похоже, прятался под водой. Мы залезли на смотровую площадку и я, отчаянно вглядываясь в горизонт, пыталась увидеть тигров. Но нет. Зато с нашей лодки, пока мы еще не отплыли, увидела на берегу очень странных животных. Это были рыбы с лапами. Они то грелись на берегу, то уходили плавать в реку. Что-то очень необычное!

Итак, впереди нас ожидало несколько часов плавания среди мангровых зарослей и посещение двух смотровых площадок. Здесь никогда не знаешь, кого ты увидишь, так как это заповедник, а не зоопарк. Животные гуляют сами по себе, и встретишь ты кого-то или нет – это дело случая.

Мы еще не подъехали к первой смотровой площадке, как увидели на песчаном берегу журавля. Я никогда не видела раньше журавлей, ах, какой он был красивый! Мы подплыли поближе; он еще немного покрасовался перед нами, а потом улетел на противоположный берег.

На первой смотровой площадке я и не рассчитывала кого-то встретить, но вдруг вдалеке на опушке посреди леса показались две черные точки. Это были кабаны. Они направлялись к небольшому озеру. (Рядом со смотровыми площадками специально организованы водопойные точки – для привлечения животных – это дает туристам немножко больше шансов кого-нибудь встретить). Когда все заметили кабанов, группа индийских школьников так громко заулюлюкала, словно они увидели какую-то знаменитость. Я спустилась вниз и сфотографировала их немного ближе – они уже подошли к воде в тот момент. Ну и конечно же и на этой площадке обитали сотни фотогеничных обезьян.

До следующей точки нужно было плыть пару часов. Мы с Мэри устроились на носу корабля, и беспечно болтая ногами, говорили о том, о сём. Тигры нам всё еще не попадались, но мы не теряли надежды. Мы снова увидели пару кабанов у берега реки, а еще аиста и огромнейшего белого (гребнистого) крокодила. Он маскировался за деревьями, но мы всё равно смогли его разглядеть благодаря зоркому глазу нашего гида. Крокодил был гигантским (хотя мне сказали, что он лишь среднего размера 😯 ).

На второй площадке нам снова улыбнулась удача – мы увидели семейство оленей.

А вот тигры нам так и не показались. Наш экскурсовод сказал, что они нечасто радуют людей своим появлением – за прошлый месяц это случилось лишь два или три раза. Так что туристы, которым они повстречались, могут считать себя настоящими счастливчиками.

Не смотря на то, что я не могу отнести себя к их числу, я всё равно считаю, что и нам тоже повезло – я никогда не видела ни журавля, ни аиста, ни кабана, ни уж тем более такого крокодила. А встретить животных у себя дома, свободными – это особенное удовольствие – здесь мы были их гостями, а не наоборот. Кроме того, это были два очень спокойных дня, проведенных в приятной компании, в красивом месте, на нашем маленьком уютном индийском кораблике.

С нашего острова мы для экономии времени уехали уже на мини-автобусе – на нём нас отвезли до переправы. Там мы пересели на очень странную лодку без сидений и бортиков (как плот!) – люди держались как могли, чтобы не вывалиться с нее – и через пять минут оказались на причале, с которого вчера началось наше путешествие. Перед тем, как посадить нас в машину, нам подарили коробочку индийских сладостей на прощание. Как мило! Обратно мы приехали уже ночью и меня высадили поблизости от моего отеля.

Всё путешествие я переживала, что утром мне некого было предупредить о том, что я не буду ночевать – я была уверена, Босс точно будет беспокоиться. Когда я вернулась, он сказал, что если бы я не пришла сегодня, он бы отправился в Motherhouse меня искать. Хорошо, что все обошлось 🙂

Вообще, я ездила в Сандербан несколько недель назад, но я сделала так много фотографий, что всё никак не могла закончить их обработку. А без фотографий рассказ не так интересен. Поэтому пишу я лишь сейчас.

Сегодня вечером я покидаю Калькутту. Последний прощальный пост о моем опыте здесь я напишу из следующего города.

Мое путешествие по Индии только начинается. Завтра я буду в Дарджиллинге, увижу Гималаи!

До новых встреч! А пока смотрите фото из джунглей и супер-увеличенные картинки с животными. 🙂