India Time. Part 14. Hampi

В плане логистики мой переезд из Муннара в Хампи оказался самым сложным среди всех моих передвижений в этом путешествии, хотя расстояние не такое уж и большое. К этому моменту я уже чувствовала себя довольно уверенно с индийскими автобусами и поездами, потому, хоть мне и пришлось сделать множество пересадок с одного транспорта на другой, всё прошло благополучно. А раз не случилось никаких приключений, расскажу совсем кратко.

Из Муннара до Аллеппи я добралась двумя автобусами. Там я села на первый поезд до Кочи, и через час уже была в поезде до Бангалора. Я ехала вторым классом – сидячий вагон с местами. Прибыла в Бангалор и пересела на последний, ночной поезд до станции Хоспет – здесь у меня за все мои истории с поездами было самое крутое место – нижнее боковое – жаль, не удалось особо насладиться этим, так как мы ехали лишь ночь и рано утром уже были в Хоспете. Оттуда на обычном городском автобусе я за 20 минут добралась до Хампи. На подъезде к этому месту то тут, то там встречались развалины древнего города – и я поняла, мне здесь точно понравится!

Хампи – крохотная деревушка, расположенная посреди руин столицы Виджаянагарской империи 14-го века. Здесь всего 2-3 жилых улицы с отелями и ресторанами, а вокруг – река и каменные холмы, пальмовые рощи, древние храмы, скульптуры и другие постройки – какие-то из них сохранились очень хорошо, а от каких-то остались лишь одни основания, но все они прекрасны. Только представьте – жить среди древностей! О таком можно только мечтать 🙂 Кстати, тут очень много туристов – я впервые перестала себя ощущать единственным путешественником в Индии.

Я провела в Хампи почти неделю и этого оказалось даже недостаточно. Тут как собирать землянику в мультфильме «Дудочка и кувшинчик», который я помню еще с детства: «Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью замечаю, а четвёртая мерещится». Здесь тоже самое, только с развалинами 🙂 Невозможно ни за один, ни за два, ни за три дня увидеть всего – потому что ты приходишь к одному месту, и думаешь, что сейчас ты посмотришь его и пойдешь к другому, но за этим первым местом ты замечаешь еще что-то интересное, и тогда думаешь, ну, тогда вот это еще посмотрю, а уж потом точно к другому месту, но снова замечаешь что-то еще – и так до бесконечности.

Так я и проводила свои первые дни в Хампи — прогуливаясь от одной «ягодки» к другой 🙂 Индуистские храмы, мои любимые башни-гопуры, красивые обезьяны с красными мордочками, огромнейшая статуя Ганеши в полной темноте, длинные арочные проходы, полуразрушенные площади, дворцы и купальни, гаты у реки, колючие растения и необычные деревья. Здесь так прекрасно и так тихо. Среди развалин ты оказываешься один на один с духом давно ушедшего времени, который витает здесь повсюду, что одновременно очень здорово и немного жутковато.

Однажды я решила подняться на гору вблизи деревни, на вершине которой я увидела маленький белый храмик. Как туда добраться я точно не знала, потому просто пошла в направлении этой горы в надежде, что увижу тропинку наверх, оказавшись поближе. По дороге я встретила китайского парня, который шёл обратно и сказал мне, что там ничего нет. Но я решила всё-таки проверить и пошла дальше. Тропинка вела среди валунов всевозможных форм и размеров, а потом начала спускаться куда-то вниз. Я уже почти потеряла надежду, как вдруг увидела вдалеке еще один древний город, окружённый стеной, про существование которого я и не подозревала, а оттуда поднимался мне навстречу индийский мужчина. Я спросила не знает ли он, как подняться на гору и он ответил, что как-раз возвращается оттуда, и вызвался меня проводить. Поскольку время уже подходило к вечеру, я с радостью согласилась.

Мы сперва спустились к этому самому городу, а потом опять начали подниматься наверх. Дорога была непростой – лестница крутая, древняя, заросшая мхом, ступеньки очень высокие, а временами их и не было вовсе. А еще постоянно встречались эти противные ползучие насекомые, которые одновременно похожи на змей, гусениц и броненосцев. Они совсем не опасны, потому было не страшно, просто они не особо приятные и их что-то уж очень много.

Мы взобрались на вершину не только самой горы, но и на крышу храма – вид оттуда открывался совершенно фантастический, а закат усилил впечатления, окрасив всё вокруг в оранжевые и розовые тона. Я увидела сколько еще мест осталось неисследованными мной и наметила их на завтра.

«Ангелом» этого дня стал историк из Мумбаи, приехавший сюда писать книгу о Хампи. На обратном пути он показал мне альтернативный подъем на гору, более близкий к деревне, но более крутой, и после мы попрощались. Не перестаю удивляться, как мне везло на встречи с чудесными людьми в Индии.

А в Хампи, это произошло даже дважды. Второе знакомство подарило мне один из самых памятных дней в моём путешествии.

Как-то раз, исследуя противоположную сторону реки, я познакомилась с одним пареньком, который предложил на следующий день прокатить меня на скутере до храма Ханумана и озера. Не за бесплатно, но я могла себе это позволить и согласилась, так как сама на скутере ездить не умею, и это была, наверное, единственная возможность для меня познакомиться с той стороной Хампи поближе. Мы договорились встретиться в этом же месте, где познакомились, после обеда.

Следующим утром, в мой последний день, я досматривала на своей стороне места, которые я когда-то где-то заприметила, но еще не успела до них добраться. День был, как обычно, очень жаркий и я присела немного отдохнуть на большом плоском камне в тени высокого дерева. Вдруг ко мне подошёл еще один индийский паренек, но не местный, а тоже путешественник. Он спросил как дойти до храма, куда я и сама направлялась, а потом поинтересовался откуда я. Мы немного поговорили, отдохнули, и через какое-то время выдвинулись в сторону храма Виттала. Всё утро мы провели вместе, прогуливаясь по округе и делая фотографии, а потом попрощались.

Но не успели мы попрощаться, как снова встретились в одном и том же месте на обеде. Я рассказала ему о том, что договорилась с одним гидом о поездке к храму Ханумана и должна идти сейчас. Вилфред (так звали моего утреннего друга) тоже собирался в те края, но так как меня уже ждали, мы не могли отправиться вместе и снова попрощались.

Добравшись через реку на другую сторону, я добежала до места встречи, но там никого не оказалось. Я же не опоздала, решила подождать еще. Но никто так и не пришёл. Поспрашивала людей, сидящих неподалеку от этого места, не знают ли они, где этот гид, которого я жду и они ответили, что сегодня он уехал в деревню. Я не понимала как такое возможно если мы договорились и даже виделись этим утром, и он сказал мне «До встречи!». Это была моя единственная возможность посмотреть те места, что я очень хотела, и конечно я расстроилась и решила на всякий случай подождать еще. Тем временем уже и Вилфред переправился через реку и, услышав мою историю, позвал идти с ним. Он взял напрокат скутер и предложил поехать вместе. Конечно же я согласилась, не раздумывая ни минуты, про себя радуясь, как мне снова повезло 🙂

Что это был за день! Начну с того, что я очень люблю кататься на скутере! А Вилфред  к тому же очень аккуратный и уверенный водитель, потому я совсем не переживала, что что-нибудь случится. Первым делом мы доехали до горы, на вершине которой находится храм Ханумана. Здесь с лестницей всё было в порядке, поэтому подъем хоть и не был простым, но силы все не забрал. Вот только наверху вместо прекрасных видов нас ждал проливной дождь, да такой долгий и сильный, что мы начали переживать закончится ли он. Мы прятались под крохотным выступом крыши храма, сильно намокали, так как дождь постоянно менял направление. Я очень волновалась за камеру – защищала ее, как только могла. Когда дождь, наконец, прекратил, мы залезли на верхушки гигантских валунов – тучи потихоньку расходились, открывая виды на бесконечные пальмовые рощи и речную долину.

Видимо из-за влажности моя камера всё-таки перестала работать на какое-то время и я не смогла сделать достаточно фотографий с вершины, и еще пока мы колесили по округе – а ведь нам встречались такие невероятные места… После дождя почти сразу выглянуло солнце и все деревья, кустарники, дорога, чёрные каменные скалы вокруг, крохотные водопадики и лужи – всё было таких необыкновенно ярких и чистых цветов, искрилось и сверкало! Но об этом остались лишь воспоминания – моя камера заработала чуть позднее, когда волшебство исчезло.

Мы добрались и до озера, правда оно оказалось огорожено высокой стеной, а рядом висело предупреждение о том, что тут нельзя купаться, так как можно встретить крокодила. Поэтому озеро это, хоть и огромное, толком увидеть не удалось, к сожалению. Зато увидели другое, поменьше – на нем плавали плетёные корзины-лодки с рыбаками.

После мы взобрались еще на одну гору, на которой я уже была прежде, просто чтобы посмотреть закат. А потом снова начался дождь. Мы сдали обратно скутер, перебрались на нашу сторону реки и попрощались до завтра.

Возможно, описание этой истории и не слишком впечатляющее, казалось бы, что здесь такого… Но для меня это был замечательный день, потому что я каталась на скутере, взбиралась на горы, видела столько необычайно красивых мест, мокла под дождем, радовалась солнцу, ломала и снова чинила камеру, и провела этот день с «ангелом дня», с которым было очень спокойно и комфортно. Да и сам факт встречи с ним, того как у нас совпали планы и мы постоянно оказывались в одних тех же местах, и то, что он умел водить скутер и оказался на станции именно в тот момент, когда не пришёл мой гид, и так выручил меня – всё это, хотите верьте, хотите – нет я считаю чудом. В этом путешествии я, как никогда прежде, убедилась в том, что я не одна здесь.

Это был мой последний и такой хороший день в Хампи. Но утром перед автобусом в Хоспет меня ждало еще одно маленькое приключение с Вилфредом. Рано утром мы встретились, чтобы взобраться на ту, мою самую первую гору, где я познакомилась с писателем-историком, – встретить рассвет. Мне кажется, я наблюдала тогда восход впервые в своей жизни. Сначала просто было темно, словно сумерки, а потом, хоть солнца за облаками и не было видно, я начала замечать, как меняются цвета вокруг: как небо из темно-синего становится голубым, пальмовые рощи всё зеленеют и зеленеют с каждой минутой, а горы приобретают яркий красно-рыжий цвет. А потом как-то незаметно просто стало светло и пришло утро. Я сделала еще миллион фотографий, как обычно, и мы побежали вниз, так как мне нужно было обязательно успеть на автобус. Тут мы и простились с моим другом Вилфредом, а я пошла забрать свой чемодан в отель и отправилась на остановку. Там я взяла мото-рикшу, чтобы добраться до Хоспета. Я смотрела в окошко, прощаясь с чудесными местами, и говорила Хампи «До свидания», потому что очень надеялась вернуться.

Друзья, Хампи – это невероятное место, где можно ощутить себя жителем древнего индийского города. Здесь очень необычная и такая красивая природа, а в дождь здесь всё преображается. Не смотря на то, что это туристическое место, здесь всё равно тихо и умиротворённо, а местные жители очень добрые и гостеприимные. Если вы однажды решите посетить Индию, я считаю, Хампи обязательно стоит включить в свой маршрут – вы влюбитесь в это место! 🙂