India Time. Part 13. Munnar + Marayoor

Утром в Аллеппи я села на автобус до Коттаяма. Путь туда был совсем недолгим, около часа, а еще и приятным, так как из окна можно было любоваться видами на «тихие заводи». Как только я приехала, сразу отправилась к информационному окошку спросить про автобус до Муннара, где мне сказали, что он только что ушёл и следующий будет лишь через 2 часа. Я расстроилась конечно, но ничего не поделаешь. Однако, не успела я отойти от этого окошка, как через минуту ко мне подбежал работник автостанции, с которым я только что говорила, схватил меня за руку и потащил к автобусу, который остановился прямо рядом со мной. Он затаскивал мой чемодан в салон и объяснял, что это тот самый автобус до Муннара, который он думал, что ушёл, но, к моему счастью, по всей видимости задержался. Какая удача! 🙂 Да еще такой хороший человек мне встретился! И мое любимое переднее место рядом с водителем было свободно! Тройное везение!

Так, в очень-очень радостном настроении я отправилась в 4-х часовое путешествие до Муннара. Мы направлялись в горы Западные Гаты. Мы поднимались всё выше и я заметила, что становилось сильно холоднее, а еще, к сожалению, пасмурнее. Зато здесь всё такое невозможно зелёное, очень густые леса и высокие водопады. А затем начались бескрайние чайные плантации и деревья, окутанные туманом. Я не могла усидеть на месте, всё вертелась из стороны в сторону, чтобы ничего не упустить – даже голова чуть закружилась. Было так жаль, что я не могла остановиться там, где мне хотелось, чтобы сделать фото. Сфотографировала лишь то, что успела.

В Муннаре я сразу пересела еще на один автобус, идущий в Марайур – ещё выше в горы. 40 километров – и я на месте. Правда, 40 километров в горах – это 2 часа пути. Зато какого пути! Ах, если бы вы знали, как там невероятно красиво! И если бы я была более красноречивой… Но увы. Обычно в таких случаях я предлагаю посмотреть фото, но и фото этого отрезка дороги у меня нет, так как пол-пути я стояла, а когда освободилось место у окна – уже стемнело 🙁

Но мне кажется, я сделала одно очень хорошее фото в своей памяти – место, которое даже сейчас я помню во всех деталях. Оно мелькнуло передо мной всего лишь на пару секунд, но их хватило, чтобы сделать мысленный «клик» – и оно всё еще там, в моих воспоминаниях. Лучи закатного солнца блестят и сверкают, вдалеке – возвышается одинокая остроконечная гора, а на ее склоне – изумрудная долина, залитая золотистым светом и, пересекающая её тоненькая горная речушка, бурлит и пенится, спускаясь ближе к дороге.

В Марайур я добралась уже затемно, потому была очень рада, что мой отель находился всего в двух шагах от автобусной остановки. Я бросила вещи, приняла душ и отправилась на поиски места для ужина. Но это оказалось не так просто, так этот этот городок — всего три с половиной дома, как выяснилось (по крайней мере, его часть у дороги). Я увидела лишь одно место, где что-то готовили, но оно не вызывало у меня доверия, так как было больше похоже на какой-то гараж с одним пластмассовым столом и печкой прямо на улице. Но ничего другого мне не встретилось, а дяденька из этого «ресторана» так гостеприимно меня зазывал, что я решилась зайти. Кто бы мог подумать, что там я отведаю одно из самых вкусных блюд, что мне доводилось пробовать в Индии. Оно называется «доса». Его делают во всех местах немного по-разному. В данном случае это был такой большой толстый блин с яйцом и свежим луком, а к нему подавались, конечно же как обычно, маленькие тарелочки с разными соусами и подливками – разной степени остроты. Готовили прямо при мне, на той самой уличной плите. Ох, как это было вкусно! Я после заходила в это место еще пару раз, так как очень уж мне понравилось это блюдо.

Управляющий отелем, в котором я жила, оказался очень милым мужчиной с усами и подсказал мне, где и как я могу посмотреть то, что меня интересует – горы и чайные плантации. В первый день я отправилась в горы.

Объяснение, кроме самого начала, где мне следовало свернуть с главной дороги после ботанического сада, казалось несколько туманным – особенно та часть, где я посреди леса должна была отыскать тропинку, ведущую в деревню, жители которой мне подскажут куда идти дальше. Но я, как всегда, понадеялась на удачу, которая в этом путешествии меня совсем не покидала, запаслась двумя бутылками воды, орешками, и отправилась в путь.

И мне снова повезло. Как-раз проходя мимо ботанического сада после которого следовала неизвестность, я встретила своего нового «гида дня» (после этого случая я переименовала его в «Ангела дня»). Им оказался немного чудоковатый, очень неразборчиво говорящий по-английски, и даже временами раздражающий, но всё же добрый и искренне желающий мне помочь мужчина средних лет, живущий в деревне в горах.

Он, конечно, знал эти места как свои пять пальцев, потому я доверилась и попросила его показать мне путь наверх. Сперва он, правда, зачем-то завёл меня к какому-то водоёму посреди гигантских валунов. Мне же не терпелось подняться выше в горы и я вернулась на главную тропинку. Мужчина последовал за мной. Раздражал он меня тем, что почти не говорил по-английски, но при этом не умолкал ни на секунду. Я его совсем не понимала, для меня это все просто было шумом. Я пыталась ему это объяснить, но он все продолжал говорить. Один раз, сперва поблагодарив его, я попыталась от него сбежать и полезла для этого на крутой холм. Но он полез за мной. И все же, если бы не он, я бы скорее всего заблудилась.

Дорога наверх казалась бесконечной, но мы бродили по невероятно красивым местам. Особенно мне запомнилась одна поляна, с такой чистой зеленой травой, словно она выросла только вчера. Я помню, в этом месте мой спутник сказал, что после 4-х часов дня здесь можно увидеть диких слонов.

Мы забирались всё выше и виды становились всё более захватывающими – горы, долины, озёра и водопады, лесные домики, да еще и день был солнечный, такой хороший. С нескончаемым потоком речи моего нового друга я начала справляться так, что просто перестала реагировать. Его это вполне устраивало.

Время от времени мы встречали местных жителей, которые смотрели на меня так, словно первый раз в жизни видят человека. Дети даже хихикали. Один раз, стоя у края обрыва, мой сопровождающий вёл переговоры с женщиной, сидящей на противоположном краю – она там стирала одежду у маленького водопада. Расстояние такое огромное, но они прекрасно слышали друг друга. Почему-то мне запомнился этот момент.

А мы всё поднимались и поднимались. Я толком не понимала, куда именно мы идём, но вокруг было так хорошо, что это было и не важно. Пока я не увидела время. Дорога наверх заняла почти 4 часа, так что вниз чуть-чуть поменьше, но всё равно уже пора спускаться – я совсем не хотела оказаться одна в горах посреди ночи. Так что я поблагодарила своего ангела и поспешила вниз. Ну, как поспешила… Почти на каждом шагу, останавливаясь сделать очередное фото. Это было волшебно и абсолютно точно стоило потраченных усилий.

Из гор я принесла «дары природы» – разные ягоды, корешки и плоды – про них мой спутник говорил, что это всё лекарственные растения.

Вечером, вспоминая день, я пришла к выводу, что если бы я не встретила этого мужчину утром у ботанического сада и если бы он не был так настойчив в своем желании меня сопровождать, вполне возможно, что я бы не только заблудилась, но и могла бы даже и не найти дорогу наверх вовсе – настолько она была затейливо спрятана, что только местные, должно быть, знают о ней. Кроме того, благодаря ему я увидела столько удивительных мест, которые я сама бы не нашла. А еще, не смотря на то, что временами он очень раздражал меня, я думаю, он всё-таки был какой-никакой компанией и защитником. Потому я пришла тогда к мысли о том, что этого человека мне послали в помощь и этот день был таким замечательным во многом благодаря ему. Так что я решила назвать его «ангелом» и теперь вспоминаю о нём с благодарностью. 🙂

Во второй день погода была очень переменчивой – каждый час солнце сменялось дождём и наоборот. Но у меня был лишь один шанс увидеть поближе чайные плантации. Так что я села на автобус и отправилась обратно в сторону Муннара, к водопаду Лаккам. Сам водопад, хоть и довольно большой, впечатлил меня не сильно–- наверное потому что там был миллион людей. Надолго я там не задержалась и вернулась к дороге. Мой план был в том, чтобы идти в сторону Марайура по шоссе и любоваться плантациями до тех пор, пока не устану, а после – дождаться автобуса на ближайшей остановке и вернуться к отелю.

Плантации начались уже за поворотом. С одной стороны они были очень близко к дороге и сразу уходили высоко в горы такими ровными плавными линиями, как волны. С другой же они тоже были близко, но сперва далеко-далеко простирались по равнинам и холмам, и только после тоже поднимались в горы. За каждым новым поворотом меня ждало какое-нибудь чудо – то невероятное дерево с яркими красными цветами, склонившееся к дороге, то искрящийся водопад где-то высоко в горах, то коровы, пасущиеся посреди чайных рядов. Я шла очень-очень долго, почти не уставала, забиралась повыше на холмы – оттуда открывались еще более потрясающие виды. Встретила очаровательных и очень стеснительных женщин, собирающих чайные листья.

В какие-то моменты я останавливалась, садилась на землю и просто в тишине любовалась красотой вокруг меня. Какое удивительное место. Так жаль, что завтра утром уже уезжать. Здесь совсем не работал интернет, потому я не могла оставаться тут надолго из-за работы. Хотя не так – как-раз благодаря этой работе я и здесь. Пусть лишь только на два дня, но они были прекрасны и никто их не отнимет 🙂

Когда плантации сменились бамбуковым лесом и уже начало потихоньку темнеть, я решила, что пора бы уже садиться на автобус. Но, подождав его немного, я подумала, что лучше всё-таки пойду. Оставалось всего 5 километров. Ну а если увижу его по пути, то проголосую – не люблю я тратить время на ожидание.

Автобус я так и не встретила, зато познакомилась по пути с семьей, ехавшей на мотоцикле в сторону Марайура – они сделали остановку, чтобы купить воды, где меня и увидели. Они спросили, куда я направляюсь и предложили меня подбросить, но их и так было трое – папа и две дочки, так что мне было неудобно – поблагодарила их и отказалась. Я немного опередила их сперва, а потом они меня догнали и всё-таки уговорили поехать с ними. На самом деле я была очень рада, так как уже была довльно уставшая к тому моменту. По дороге мы еще остановились у заповедника – там отец семейства увидел через решётку диких быков и мы пошли их посмотреть. Мы ехали так долго, что я поняла, что если бы шла пешком, то это заняло бы у меня еще часа два. Так что «ангелы» помогли мне и в этот день. Я очень тепло их поблагодарила и мы попрощались.

В этот вечер я попробовала немножко другую досу – на этот раз блин был очень похож на наши обычные русские блины, только хрустящий, огромный и свёрнутый в трубочку. Тоже довольно вкусно. Но веё-таки та первая доса мне понравилась гораздо больше.

Следующим утром я отправилась в очень-очень долгий путь в Хампи. По дороге обратно в Аллеппи, где меня ждал мой первый из трёх предстоящих поездов, весь день шёл проливной дождь и я думала о том, какая я счастливая, что те два дня, отведённые мне для Муннара, прошли почти безболезненно в этом плане – дожди случались, но были совсем не сильные и не надолго. И вообще, это были невероятные два дня, которые я наверное никогда не забуду – в окружении таких красивых гор и в таких редких для Индии тишине и умиротворении.