India Time. Part 10. Tiruvannamalai

В следующее место – Тируваннамалай – я отправилась из Ченная на обычном междугороднем автобусе. Как мне понравилось! Открытые настежь окна, летающие занавески, исключительно местное население и музыка от водителя, играющая на полную громкость. Красота!

Есть конечно и кое-какие минусы. Например, скорость передвижения. Из-за того, что автобусы заезжают в каждую деревню по дороге – большую или маленькую, да и едут не особо быстро, изначально казавшееся совсем небольшим расстояние в 200 километров растягивается на 7 часов пути. Ну и еще все направления указаны на местном языке – сложно понять, где какой автобус. Зато билеты заранее покупать не надо – просто садишься в автобус (или даже забегаешь на ходу), а билет покупаешь у кондуктора. Автобусов много и ходят они довольно часто, потому даже если опоздаешь на один, ничего страшного – можно уехать на следующем. На длинных маршрутах делаются специальные получасовые остановки для того, чтобы пообедать и отдохнуть. Ну и конечно самое приятное – виды из окна: горы и поля, рощи и реки, деревни и города, и удивительные люди. На остановках торговцы прямо в открытые окна запихивают бутылки с водой и соком, нарезанные дольками огурцы, манго и джекфруты в пакетиках, чипсы и орешки. Одним словом, здорово передвигаться по Индии общественными автобусами – замечательный способ познакомиться со страной и ее жителями поближе.

А теперь вернемся к путешествию. Еще пока я была в Ченнае и вот по дороге в Тируваннамалай меня донимал по whatsapp’у управляющий гостевого дома, в котором я собиралсь жить следующие три дня. Ему зачем-то очень надо было знать во сколько я приеду. Заранее я не могла этого сказать, потому писала, что отвечу позднее, когда разберусь с транспортом. И вот он всё спрашивал и спрашивал, а я всё не могла понять, почему это так важно для него. Но на подъезде к городу до меня начало доходить – похоже, что сегодня здесь какой-то праздник намечается. Толпы людей шли пешком в сторону Тируваннамалая и возвышающейся издалека священной горы Арунчала.

Автобус не стал даже заезжать в сам город, так как там было слишком много людей, а многие улицы перекрыты, – просто выбросил всех на окраине. Я взяла мото-рикшу и по дороге всё думала – что же здесь такое сегодня. Все улицы – широкие и узкие – заполнены людьми и повсюду огромные очереди.

Когда я, наконец, добралась, я встретилась с управляющим и оказалось, что жить я буду вовсе не в гостевом доме, а на крыше дома его друзей. Он сказал, увидев, что я одна, решил, мне комфортнее будет здесь. А за вай-фаем я могу приходить к ним в основной дом. Но мне вай-фай не нужен был, так как довольно хороший интернет на телефоне. А жить на крыше оказалось очень здорово! Нет, я не спала на матрасе под открытым небом, как можно было бы подумать. Просто на крыше построено еще два крохотных домика. В одном – душевая, а в другом – кровать и пара полочек 🙂 Но, ребята, целая крыша в моем собственном распоряжении! Там даже лавочка была, на которой я по вечерам лежала и смотрела на звезды. А ночью я не закрывала двери домика (так как закрывала всю крышу) и спала в прохладе – это такая редкость здесь в Индии. А еще напротив моей крыши красовалась Арунчала, и слева от нее еще две горы поменьше, которые я наметила для исследования. В общем, место для жизни у меня в этот раз было замечательное. Одно из лучших!

Обычно в день приезда ничего кроме самого приезда не происходит, но не в этот раз. Свами (так зовут управляющего) рассказал, что из-за того, что сегодня полнолуние, здесь проходит очередное ритуальное обхождение вокруг священной горы Арунчала, которая, как верят индуисты, является воплощением Шивы на земле. Каждое полнолуние сюда съезжаются тысячи, а то и сотни тысяч паломников со всей Индии и совершают босиком 15-километровый обход вокруг горы. И вот именно поэтому он и интересовался во сколько меня ждать, так как думал, что я еду специально, чтобы принять участие в этом шествии, и беспокоился, что я могу на него опоздать. А я-то ни сном ни духом про всю эту историю 🙂

Он предложил показать, как всё это выглядит вблизи и мы отправились к дороге на мотороллере. Она полностью, настолько насколько видел глаз, была заполнена идущими людьми. Свами рассказал, что это за длинные очереди – оказалось, за едой, которую тут всем участникам шествия раздают бесплатно. Из угощений смогла разглядеть лишь рис на банановом листе.

Долго тут смотреть особо было нечего – идут люди и идут, потому мы поехали обратно, но уже каким-то другим путём, и неожиданно свернули в лес. Не волнуйтесь, ничего плохого не произошло – просто мне решили дать урок езды на мотороллере. В лесу было так красиво – лунный свет освещал деревья и дорогу, и потому было совсем не страшно, а скорее волшебно и таинственно. Мы ездили по этой лесной тропинке туда-сюда раз пять, пока у меня не начало получаться, и потом выехали обратно на городские улицы. Я была за рулем до тех пор пока не появились машины, после чего Свами сменил меня и довёз до дома, где мы и попрощались.

Наверное, многие подумают, что я очень глупая, раз поехала с незнакомым мужчиной ночью в лес. Может и так. Но мне не было страшно, я не ощущала никакой угрозы и была совершенно спокойна. На меня это не очень похоже, но к тому моменту своего путешествия я уже отпустила многие свои страхи и сомнения, и просто доверилась всему происходящему. Не знаю, я просто чувствовала, что со мной не произойдет ничего плохого.

Первый день я полностью посвятила работе, лишь совершив пару вылазок в соседний магазин за чем-нибудь съестным. Днём было очень жарко, приходилось бегать в душ каждые два часа, пока, наконец, солнце не село и не пришла вечерняя прохлада. Еще приходил Свами, принёс мне очень хорошие таблетки от отравления, которые, впрочем, мне совсем не помогли. Но всё равно большое ему спасибо.

Утром второго дня я отправилась посмотреть главный храмовый комплекс города – Аруначешвара, который конечно же был посвящен Шиве. Территория храма довольно большая и огорожена высокими каменными стенами, по верху украшенными очень симпатичными фигурками коров – они имеют одинаковую форму, но расписаны все по-разному. В середине каждой из четырех стен стоят 4 огромных белых пирамиды в основании которых арочные проходы – это четыре входа на территорию комплекса – южный, северный, восточный и западный. Пирамидами я называю их конечно неправильно – просто эти строения очень напоминают мне индейские пирамиды. На самом же деле они называются башнями-гопурами.

При входе, как обычно, нужно было снять обувь. И это снова стало для меня испытанием. Здесь никто шланги с водой не разложил по территории, как было в храме Махабодхи, а только лишь плетёные коврики – но они совсем не спасали, так как были точно такими же горячими, как и сама земля. Индусы совершенно спокойно ходят по раскалённой поверхности, но я человек непривычный и мне приходилось спасаться лишь редкими островками тени. Иногда расстояния между ними были слишком большие и я носилась от одного к другому, словно ужаленная, а достигая цели еще и подпрыгивала с одной ноги на другую, чтобы немного остудить ступни.

Главный храм находится в самом центре комплекса, но когда я до него дошла – я даже и не поняла, что это храм. По сравнению с этими невероятными башнями, он выглядел не так интересно. У входа в храм продавали билеты и я решила, что это просто какой-то музей. Я купила билет, но когда зашла внутрь поняла, что во-первых, это не музей, а все-таки храм, и во-вторых, билет я купила в экспресс-очередь. Но вот к чему вела эта очередь?

Я впервые в жизни оказалась тогда внутри индуистского храма, и надо сказать атмосфера там немного жутковатая: довольно темно, источниками света в основном служат огонь, пылающий у фигурок индуистских богов, и отверстия в потолке, через которые проникают солнечные лучи. Пространство храма заполнено колоннами из темного камня, а в самом центре что-то вроде закрытой комнаты, куда как-раз и стремились все посетители храма. В какие-то моменты меня посещало желание выйти из очереди и сбежать из этого храма подальше, но я держалась, уговаривая себя тем, что уже долго простояла – неужели усилия были потрачены впустую? Наша очередь конечно была быстрее бесплатной, но всё равно двигалась довольно медленно. Кружилась голова, становилось очень жарко, а сердце колотилось как бешеное. Но любопытство такая штука.. Было очень уж интересно узнать, что же там такое, потому продолжала стоять, не смотря ни на что. Оказавшись, наконец, там, куда так стремилась эта толпа, да и я в том числе, я осознала, что мне сюда совсем не было нужно. В крохотном проходе этого закрытого помещения стояло два служителя храма и держали они в руках блюдо, на котором в лампаде горел огонь. Люди подходили к этому огню и руками словно направляли его пламя на себя, а после им ставили цветную точку на лбу. Этот огонь – олицетворение бога Шивы. Когда очередь дошла до меня, я просто улыбнулась этим двум служителям и пошла дальше. Зато после того, как я выбралась из очереди уже и дышать стало полегче, так что я еще прогулялась по храму, а только потом вышла.

На территории комплекса помимо храма и башен еще есть бассейны со священной водой. Но в этот день там никто не купался. Ну а я, рассмотрев все 4 башни поближе, побежала скорее к своим босоножкам. Я видела фото этого храма, сделанные откуда-то сверху, и так этот комплекс выглядит особенно впечатляюще. Но я обошла всю территорию кругом и не нашла место, откуда были сделаны эти фото. Позже я поняла, что делали их с вершины горы Арунчала, а я даже и не знала в тот момент, что на нее можно взбираться.

Зато после обеда, я полезла на другую гору, которую увидела в первый вечер со своей крыши. Кстати, об обеде – я тогда попробовала впервые традиционное блюдо штата Тамилнаду, которое называется «парота». Это очень вкусная пухленькая лепешка и два соуса. Один из них стал моим любимым. Я совсем не помню названия, но делают его из свежего лука, зелени и йогурта (хотя по вкусу это скорее что-то вроде кефира). Я знаю, звучит не слишком аппетитно, но вот если попробуете, поймёте, что это необыкновенная вкусно, особенно в сочетании с лепешкой. А еще эта штука очень освежает и помогает справиться с остротой. Вообще в этом путешествии выяснила, что лук, даже просто сам по себе, хорошо способствует этой цели. Например, съел ложечку острой штучки, заел луком, стало полегче и можно снова браться за острую штучку. В Индии, как известно, острое любят – и даже то, что не очень остро для них, для нас все равно ад. Поэтому лук – это спасение, особенно если это не просто лук, а вот это вот блюдо с йогуртом.

По дороге на гору я еще попробовала джекфрут – он считается самым большим растущим на дереве съедобным плодом в мире. По виду он немного похож на продолговатую дыню, только раза в три больше и зеленого цвета, а еще у него не гладкая поверхность, а покрытая какими-то острыми бугорками. Внутри – много-много желтеньких долек – вот как-раз их и продают обычно. Я взяла попробовать 4 штучки – это очень-очень сладко и напомнило мне смесь ананаса с дыней. Много наверное их и не съешь. Но всё равно очень вкусно! Жаль, мне довелось лишь раз их поесть за всё путешествие.

До горы я добралась достаточно быстро, она оказалась всего в нескольких минутах ходьбы от моего дома. Я только не могла найти тропинку, чтобы подняться наверх, но одна очень милая женщина показала мне путь. Гора невысокая, так что взобралась наверх я без особых усилий. Отсюда был виден почти весь город. Уже садилось солнце и окрашивало дома в яркие желтые и оранжевые тона. С обратной стороны горы я увидела холмик из гигантских валунов. На них сидела стайка диких обезьян и кружились птицы. Картина эта как-то так очень уж по-индийски традиционно выглядела для меня, так, как я себе индийскую природу представляла. Разве что вокруг не заросли джунглей были, а поля.

Пока смотрела на персиковый красивый закат, пришла иностранная дама, тоже одна. Это – событие, так как впервые за долгое время путешествия я увидела туриста. Пока я ездила по восточной и южной Индии вообще никого не встречала, и казалось, я единственный иностранец тут. Так странно было. Но на самом деле, думаю, просто не самые популярные места выбирала.

Мой последний, третий день – самый долгожданный. Утром я прибежала на остановку и работники станции указали мне на автобус до Джинджи, который уже отходил, пришлось запрыгивать на ходу – совсем не хотелось терять время. Мест в автобусе не было, но это ничего – ехала я недолго, минут 20. От остановки и отправилась пешком в обратном направлении – нужно было немного пройтись до моей цели. Совсем скоро, справа от дороги я увидела гору из валунов, на вершине которой расположились развалины форта Джинджи 13-го века!

Сразу конечно полезла наверх. По дороге так устала, что думала, не дойду. Знала бы я в тот момент, что это ерунда по сравнению с тем, что меня ждёт впереди. Лестница была довольно крутой, ступеньки очень высокими, пекло так сильно, но виды! Виды открывались потрясающие. Ну что я буду описывать – вы сами посмотрите на фото. Оттуда я увидела еще одну гору, гораздо более высокую, чем та на которой я находилась, но она показалась мне слишком крутой, чтобы на нее забираться. Я всё смотрела на нее с разных ракурсов и думала – но кто-то же построил там эти здания наверху. Да и в путеводителе я читала, что гор здесь несколько. Но пока она казалась мне недоступной, я, не жалея времени, изучала форт на этой горе. Здесь совсем не было никаких охранников – можно было лазить где хочешь – заходить в комнаты, подсобные помещения, на крыши. Счастью моему не было предела – всё такое красивое и древнее, уходить оттуда не хотелось. Тут даже и дворец нашёлся, и храм, и огромный амбар – здание без окон без дверей, но с очень высокими стенами, а наверху вдоль крыши – узкая дорожка с внешней стороны. Я конечно по ней прошлась. Было немного страшно, но так здорово 🙂

К середине дня я, наконец, спустилась с этой горы вниз и думала, что это всё. Но пока отдыхала под деревом и угощала коз орешками, я услышала разговор одной семьи, стоявшей рядом, о том, что билет, что мы тут купили, действует и на вторую гору. Вторая гора! Та самая, высокая и казавшаяся недоступной. Значит, на нее все-таки можно залезть? Я тут же забыла об усталости и о том, что во время спуска уже мечтала о смерти.

Эта семья тоже направлялась в ту сторону и они любезно подбросили меня на мотоцикле до середины пути. На этом мотоцикле нас было пятеро! Отец и мать семейства, двое детишек и я 🙂 Время уже подходило к трём, а у входа в крепость было написано, что двери закрываются в 5. У меня оставалось лишь 2 часа – и такая высокая гора впереди – надо было поспешить.

Но не успела я пройти и ста метров, как познакомилась с еще одной большой индийской семьей – там были и дети с их мамами и папами, и дяди/тёти, и бабушка с дедушкой. Сидя в тени, они обедали и предложили меня угостить. Времени было мало, я пыталась отказаться, но они очень уж были настойчивы и радушны. Мне положили в тарелку два вида риса – лимонный и, кажется, имбирный, несколько видов соусов и чипсы. Есть руками мне тогда пришлось впервые. И это было жутко неудобно. Конечно тут всего лишь нужна практика, но у меня ее не было, поэтому пока были чипсы я использовала их вместо ложки, но когда они закончились, пришлось перейти на пальцы. Ну, я как-то всё съела 🙂 На десерт мне дали еще банан, но его утащила обезьяна, незаметно подобравшаяся ко мне сзади. Ах, чудесный был обед с чудесными людьми, спасибо им большое! Как мы попрощались, я побежала в сторону горы.

По дороге я замечала на территории крепости очень много всего интересного, что тоже можно было бы посетить, аж глаза разбегались. Но я спешила осуществить свою главную цель – взобраться на вершину горы, и потому лишь на бегу осматривала всё, что было по пути, а остальное надеялась посмотреть после спуска.

Подъем на эту гору по силе впечатлений и усталости ни с чем не сравнить. Вокруг была удивительная красота, как будто бы осенний лес, деревья с белыми цветами, то тут, то там встречались развалины древних строений, утопающие в таком же древнем лесу, горное озеро и резвящиеся на его берегу обезъянки, долина в лучах закатного солнца, свисающая над ведущей вверх тропинкой гигантская гора с неприступной крепостью. Так красиво, так сказочно. Я словно опять очутилась в другом времени. Но дорога наверх всё не заканчивалась, и не заканчивалась. Она вела какими-то петлями то наверх, то вниз, потом снова наверх, потом поворачивала в другую сторону и снова возвращалась на прежний путь. Когда, казалось бы, уже вот она – крепость, на пути встречалась очередная бесконечная лестница или мост. Я без сил опускалась на ступени, красная, мокрая, еле дышавшая, мечтающая хоть о глоточке воды, но время шло, вершина манила и я снова вставала и снова шла вверх. Время от времени посещали предательские мысли пойти обратно, но как всегда любопытство и желание достигнуть цели снова оказались сильнее усталости. Я могу сказать, это было самое тяжелое через что мне пришлось пройти за всё время моего путешествия по Индии. Но вместе с тем – я бы вернулась в этот день еще тысячу раз и столько бы раз снова прошла через этот мучительный подъем, чтобы увидеть всю ту красоту, что я увидела с вершины. Я не могла насмотреться! А группа ребят, что поднимались передо мной довольно резво, дали мне немного воды (моя сто лет назад закончилась) и я снова почувствовала себя живой. Озёра, реки, рисовые поля, храмы-пирамидки, горная долина и горы – такие необычные! А моя первая гора отсюда кажется такой крошкой – и правда, словно она – это лишь кучка камешков, которые когда-то очень давно собрал здесь великан. Я облазила все развалины, а уходить совсем не хотелось – в сумеречном свете здесь становилось еще красивее и загадочнее. Но я помнила о времени, пришла пора спускаться.

Ребята, угостившие водой, ждали меня, когда я шла или спускалась очень медленно – я думала, обратный путь будет проще, но нет. Сил уже почти не осталось и я плелась, как черепаха, но ребята терпеливо продолжали меня ждать. Я каждый раз извинялась, а они каждый раз говорили, что всё в порядке. А ждали они меня потому, что по их словам здесь после заката становится опасно и дикие обезьяны могут нападать на людей.

Охранники у входа ждали только нас, чтобы закрыть крепость для посетителей. Я не успела больше ничего посмотреть 🙁 Но у выхода я увидела её – воду!! Я побежала скорее к продавцу и, купив бутылку, осушила сразу половину. А потом добралась до остановки на мото-рикше – сил идти пешком уже не осталось. Там уже стоял мой автобус – как хорошо, что не нужно ждать! И даже было одно свободное местечко – как-раз для меня. По дороге я любовалась из окна второй горой (она называется Раджагири) и не могла поверить, что час назад была там, на самом верху! Что это был за день! Много тяжелых испытаний и много прекрасных впечатлений. Сейчас, вспоминая свое путешествие, могу с уверенностью сказать, это был один из самых чудесных дней! Не зря приехала.

Добралась до дома, в уже знакомом мне магазинчике купила содовой и лимон, приняла очень холодный душ, сделала свой любимый освежающий напиток (лимон выжимаю в содовую – и готово), присела на лавочку на своей крыше и вздохнула свободно – теперь можно и отдохнуть. В этот вечер во мне впервые появилось чувство, что мне не хочется уезжать. Во-первых, я увидела не всё, что хотела. Можно было бы взобраться еще на гору Арунчала и вернуться в Джинджи – досмотреть то, что не смогла в первый день. А во-вторых, мне понравился этот милый маленький тихий городок с приветливыми людьми. Здесь так спокойно и ощущаешь какую-то гармонию со всем окружающим. Так хорошо, словно вдали от всего мира и повседневных забот. Но к сожалению, времени становилось меньше, а мест, что хочется увидеть так много. Потому я не могла остаться, хоть и очень хотелось. Я просто надеялась, что следующее место будет тоже очень хорошим.

Последняя чудесная тихая ночь на крыше, и вот утром я уже спешу обратно на автовокзал, чтобы успеть на 9-ти часовой рейс в Мадурай. Ехать почти целый день, поэтому я очень хотела на него успеть, чтобы добраться засветло.

Такое прекрасное душевное место очень было жаль покидать. Ребята, если будете в Индии, я вот очень рекомендую – загляните сюда, уверена, вам очень-очень понравится здесь!