India Time. Part 9. Chennai

На этот раз я села в правильный поезд и правильный вагон, и даже обошлось без опоздания! Нашла свою полку и познакомилась с мужчиной, с которым мне придётся ее делить. Довольно добродушный, с усиками, и совсем не говорит по-английски.

Сперва я решила, что не буду спать, а просто посижу и посмотрю в окно. Но поскольку мы выехали вечером, то часа через 2-3 уже совсем ничего не было видно. К нам подходил проводник и пообещал, что если появятся места, кого-нибудь из нас обязательно переселят. Но мой сосед ждать не стал, улёгся кое-как и заснул. Вскоре и я не выдержала. Пробовали мы разместиться на этой полке вдвоём и так, и сяк, и эдак, но по-любому получалось не очень неудобно. Заснуть тоже особо не выходило – всё боялась упасть с полки, так как лежала на самом краешке.

Но неожиданно случилось чудо. Парень с верхней полки спустился и предложил нам с ним поменяться местами… Я конечно сперва очень удивилась. Неужели он в самом деле готов отдать мне целую полку и взамен делить лишь половину с каким-то незнакомым человеком? Он в самом деле был готов, и я, честно, не долго думая, согласилась и радостно полезла наверх. Ох, как там было хорошо и просторно! Я подумала – я в раю! – и сразу же заснула.

Рано утром, прекрасно выспавшись, я сразу слезла вниз и поменялась с добрым пареньком обратно, от всей души поблагодарив его. Купила чаю, а мой сосед угостил меня арахисом. Так и позавтракала. За окном, как всегда, – новые пейзажи. На этот раз степь и вдалеке – зелёные горы, а еще козы, коровы, деревенские хижины, женщины в красивых сари и конечно – пальмы, пальмы, пальмы.

Места в поезде так и не освободились, так что весь день я провела там же. Ничего особенно не делала. На одной станции решилась выйти из вагона, попросив своего соседа присмотреть за рюкзаком, купила воды и размяла ноги немного. Познакомилась с тем пареньком, который уступил мне полку на ночь. Он направлялся в Ченнай к своим друзьям на каникулы.

Когда мы, наконец, приехали, не без приключений, но все-таки я отыскала нужную автобусную остановку и благополучно добралась до отеля. Он был вполне милый, правда, в комнате не оказалось окон.

На следующее утро я не смогла встать из-за очередных проблем с животом и пролежала почти до обеда. И хоть мне по-прежнему еще было не очень хорошо, я всё же заставила себя выйти, так как день проходит, а я совсем ничего не увидела. Решила первым делом прогуляться до знаменитого пляжа с красивым названием «Марина Бич», чтобы посмотреть на океан. Улицы были довольно пустые и тихие днём, а еще как-то ощущалось, что совсем рядом море, хотя никаких намеков на него до самой набережной не было.

«Марина Бич» – один из самых длинных пляжей в мире, да еще с очень широкой береговой линией – 300 метров – с ума можно сойти пока до воды доберёшься по песку. Это городской пляж, поэтому и райского пейзажа с пальмами здесь не увидеть, но всё равно – океан, настоящий! На пляже миллион людей, но никто не купается – так только, плещутся у самого берега прямо в одежде. У меня была мечта поплавать в океане, но здесь я её не осуществила. В одежде лезть в воду мне совсем не хотелось, а раздеваться там, где все одеты, тоже было бы неудобно. Отложила я купание на следующий раз. Волны там конечно огромные, наверное, поэтому никто и не плавает. А еще я позже прочитала, что в Ченнае есть опасные подводные течения и во многих местах купание даже запрещено.

Посидела я немного на берегу, съела мороженое. Наверное, никогда еще так быстро не ела – оно таяло прямо за секунды! Всё равно вся извозилась – зато помыла руки в океане! Ну а потом пришлось вернуться в отель. Очень печально. Ведь оставалось всего два дня из трёх отпущенных на этот город.

Вот и второй день получился не намного более удачным. Пожалуй, в плане самочувствия это был наихудший день для меня за всё время моего пребывания в Индии – на него пришелся самый пик моей таинственной болезни. Но вот что интересно. В этот день я увидела всё же гораздо больше, чем в первый, хотя чувствовала себя сильно хуже. Наверное, потому что осознавала – это моя последняя возможность что-то еще здесь посмотреть.

Итак, я успела прогуляться по симпатичным улицам с довольно европейскими зданиями, увидела красивый университет Мадраса (который даже скорее на какой-то восточный дворец похож, чем на учебное заведение) и мемориальный комплекс, посвященный какому-то мужчине из мира политики (вроде бы министру штата), прошлась по набережной вместе с коровами, поела солёных ананасов, два раза прокатилась на мото-рикше, и самое волнующее – посетила чудеснейшую Базилику Сан-Томе (святого Фомы) и застала там индийскую свадьбу!

Про последнее расскажу чуть подробнее, потому что это самая интересная часть. С большим удивлением, уже оказавшись в Индии, я узнала о том, что святой Фома (тот самый, который «неверующий») проповедовал христианство на юге Индии и там же был убит недовольной частью местного населения. Его ученики, новообращенные христиане, похоронили его как-раз на берегу Бенгальского залива, где сейчас и находится город Ченнай. В IV веке останки Святого Фомы перевезли в Европу и сейчас они хранятся в городе Ортона в Италии. А рядом с его гробницей в Ченнае позднее построили этот очень красивый белый готический собор. Несмотря на то, что его гробница сейчас уже пуста, сам факт того, что тот самый апостол Христа когда-то был здесь, где нахожусь сейчас я, ходил по той же самой земле и дышал тем же воздухом, видел то же небо и тот же океан – это непередаваемо. Здесь какая-то действительно особая атмосфера, а само место очень умиротворенное и красивое. Совсем не хотелось оттуда уходить, поэтому я решила немного посидеть в самом соборе. А там проходила свадьба! Гостей было не очень много, зато на улице уже стоял целый национальный оркестр в ожидании, когда молодожёны выйдут. После окончания церемонии я решилась подойти к паре и попросила с ними сфотографироваться – такие уж они были нарядные, да и как-то просто на память хотелось сохранить это мгновение. Они, конечно, не отказали и я была очень счастлива. После все гости вместе с оркестром отправились в праздничное шествие по улицам города, а мне пора было возвращаться в отель.

На обратном пути я шла уже еле-еле и, видимо, моя усталость и не очень хорошее самочувствие отражались на моем лице, потому что рядом со мной вдруг остановился мужчина на мопеде и спросил не нужна ли мне помощь. Я была лишь в двух минутах ходьбы от своего отеля, потому ответила, что всё в порядке, спасибо. Но он настаивал, говорил, что видит – что-то не так, и пришлось сознаться, что очень болит живот. Тот слез с мопеда и сказал, что сейчас купит мне лимонный чай, так как он очень помогает. Я конечно же пыталась протестовать, но он очень хотел помочь, казался довольно добродушным, а на заднем сиденье мопеда к тому же сидел его отец, так что я в итоге доверилась и решила подождать. Через пять минут мне принесли этот самый лимонный чай. И знаете, это был самый вкусный чай, что я когда-либо пила в Индии. Чай был черный и в него словно выжали половину лимона с мякотью – поэтому вкус был очень крепкий и кислый – как я люблю! И еще мне правда стало легче! Денег с меня не взяли, пожелали выздоровления и сказали, что если будет нужна помощь, то можно зайти туда-то (я правда не запомнила куда). Какие же тут встречаются люди!

Поскольку мне стало получше, вечером я пошла в кино – смотреть долгожданных «Стражей галактики 2». Гугл-карты привели меня к кинотеатру довольно быстро – окольными путями. А вот на обратном пути дорога, которой я пришла, уже была перекрыта. Я пошла другой, и со мной случилось небывалое – я заблудилась. В час ночи. Люди, что смотрели со мной кино, как-то все быстро разбежались и когда я осознала, что понятия не имею куда мне идти, уже не осталось никого, у кого можно было бы спросить. Карта вела меня прежним путем, но она не знала, что там уже не пройти. Улицы совершенно пустые, машин практически нет, иногда встречались люди, но они уже спали 🙂 Только собаки бегали туда-сюда – но у них совета не спросить. Побродила я немного, но всё-таки в итоге вышла на дорогу к моему отелю – более длинную, но я уже хотя бы знала, куда мне идти. Иногда на меня лаяли собаки и было немножко страшно, что они сейчас побегут за мной. Но, к счастью, я всё же добралась без приключений. А фильм-то был отличный! 🙂

На мой последний третий день у меня была намечена поездка. Я очень-очень надеялась, чтобы завтра не было никаких сюрпризов со здоровьем. Так как, по сути, именно ради этой поездки я и приехала в Ченнай.

Рано утром, проснувшись, я решила, что еду – будь что будет. По дороге к автобусной остановке я зашла в то место, где мне вчера купили чай, и попробовала попросить его сама. Только вот меня никто не понимал. Вроде бы я говорила, как положено – Lemon Tea, и у них же в меню на стене так и написано, но всё равно они не понимали, чего я хочу. Я попробовала попросить чай на хинди, но его тоже никто не понимал – в этом штате говорили на совершенно другом языке. Какой-то только что зашедший мужчина, наконец, понял, что я прошу и перевел продавцу. И тот такой – Ааааh, lemon tea! Ну а я как говорила?) В итоге я его таки получила, это главное. И он по-прежнему был очень хорош – райское наслаждение, а не чай 🙂 Еще купила воды и булку хлеба в дорогу – это будет мой завтрак, обед и ужин – я решила, что хлеб – самая безопасная еда для меня сейчас, и в то же время – сытная.

На остановке я сразу уточнила, ходят ли отсюда прямые автобусы в нужное мне место. Сперва мне сказали, что да, и я потратила 15 минут на ожидание. Как-то долго. Решила уточнить снова, и теперь мне уже сказали, что прямых нет и нужно сначала ехать на одном автобусе до конечной, а потом пересесть на другой. Так я, наконец, оказалась в пути. Ехала минут 40, зато еще немного посмотрела город, увидела много красивых индуистских храмов – тех самых, похожих на пирамиды. Добравшись до места пересадки, я довольно быстро нашла нужный автобус. Села поближе к выходу, так как моя остановка не последняя, нужно было успеть на ней выскочить. Конечно же, здесь никто не объявляет станции, поэтому я снова следила за приближением к цели по карте, и где-то через час оказалась на месте. От шоссе еще нужно было пройти пару километров до исторического центра города и вот – я в самом сердце Махабалипурама! Ох, как я этого ждала!

Про это место я тоже узнала из путеводителя и сразу включила в свой список для обязательного посещения. Ну как по-вашему, что же здесь так могло меня заинтересовать? Конечно же, древности. Но только тут не просто парочка храмов, а целый древний портовый город, приютившийся на побережье Бенгальского залива! Да еще и признанный Юнеско всемирным наследием. Представьте, развалины этого города стоят здесь с VII века, и многие очень хорошо сохранились, и даже вовсе не похожи на развалины. Здесь, наверное, можно было бы ходить целый день, да всего всё равно не увидеть. А у меня вот оставалось чуть больше половины дня. Надо было шевелиться.

Первым делом я побежала смотреть стену со слоном. Ну это я так ее называла, потому что сложно запомнить настоящие индийские названия. На самом деле этот высеченный на скале барельеф называется «Покаяние Бхагиратхи», или «Покаяние Арджуны», или, проще говоря, – «Спуск Ганга». На расщелине скалы вырезана картина спуска с небес священной реки Ганг и образы свидетелей этого события – людей и всевозможных зверей, в том числе и этого, так ярко выделяющегося огромного слона. Это расчудесное полотно, я уверена, можно рассматривать и час, но таким временем, я к сожалению, не располагала.

Поэтому я отправилась дальше – исследовать пещеры, скальные храмы и гигантские валуны. Один из них особенно примечателен, его еще называют «масляным шаром Кришны». Это огромнейший камень, который стоит на узком основании, ни на что не опираясь, прямо на склоне холма – как он держится и не скатывается – для меня большая загадка.

Взобравшись на вершину скалы, на которой стоит этот камень, я обнаружила еще одну дорогу, ведущую куда-то наверх прямо по хребту. А там – открытое плато, с которого видно всё-всё вокруг – океан, «береговой» храм, маяк, еще какой-то другой храм на вершине соседней горы, и снова огромные камни и пальмовые рощи.

Я никогда прежде не видела маяков и потому мне очень захотелось подойти поближе. А когда подошла, то увидела, что на самом верху есть люди. Значит туда можно залезть! Сверху я увидела столько мест, куда еще стоит сходить – их совсем не видно снизу. Там было довольно свежо и приятно, и виды очень захватывающие. Но у меня почему-то закружилась голова и я поспешила спуститься. Внизу я нашла первый попавшийся камень и присела на него, чтобы немного прийти в себя.

Там я встретила одну очень наглую козочку. Я купила дольку арбуза и решила с ней поделиться. Поскольку арбуз я ем так, что разламываю большую дольку на несколько маленьких, я сперва дала ей одну, и уж было собиралась дать вторую, как она вдруг вскочила на тот камень на котором я сидела и подошла ко мне вплотную, выпрашивая еще. Я угостила ее снова, а последнюю дольку она уже просто сама выхватила из моих рук. Видно, очень голодная была 🙂

Осмотрев еще несколько храмов, что я увидела с маяка, и вдоволь налазившись по скалам, я побежала скорее к пляжу, чтобы посмотреть на «береговой» храм Вишну. Он довольно миниатюрный и хорошенький – напомнил мне песочный замок.

Но нужно было спешить – оставалось еще одно место, а уже темнело. По пути к нему встречалось очень много магазинов-мастерских, где можно было купить скульптуры всяких индийских богов – и больших, и маленьких. Здесь, видимо, резьба по камню – традиционное ремесло.

Добралась до заветного места и выяснила, что вход здесь платный, а до закрытия оставалось лишь 30 минут. Мне что-то не захотелось платить полную сумму за полчаса, да и это был конец месяца – нужно было экономить. Так что я решила пойти посмотреть на это места из-за забора – благо, он полностью открытый. Это – «Панча Ратха» – знаменитый комплекс монолитных скальных святилищ. Они сохранились почти в идеальном состоянии с VII века!

Я рассматривала храмы из-за прутьев решетки и пыталась просунуть туда объектив, чтобы хоть как-то запечатлеть эту древнюю красоту, как вдруг ко мне подошел очередной индийский мужчина. Он поинтересовался чего это я тут такое крутое место из-за забора изучаю, и я честно ответила, что денег сейчас маловато. Он очень удивился и попросил меня подождать, сказал, что всё решит. Он подошел к охранникам и долго с ними говорил. Когда вернулся, спросил, нормально ли для меня будет заплатить 100 рупий. Конечно же нормально! Меня пустили! Ох, как же мне повезло! Территория комплекса совсем небольшая – все храмы расположены почти вплотную к друг другу. Так что мне хватило времени всё осмотреть. А помимо храмов там еще есть и скульптуры льва, слона и коровы – все невероятные! Я очень счастлива, что туда попала! Если окажетесь в Махабалипураме, в это место, наверное, стоит идти в первую очередь. А добрый мужчина, который помог мне, дождался пока я выйду, спросил про мои впечатления и уехал. 🙂

После я помчалась на автобусную остановку, по дороге скормив оставшийся хлеб корове и собаке. Там выяснилось, что следующий рейс в Ченнай только через 2 часа, а уже почти стемнело. Поэтому я снова прошла до шоссе и довольно скоро села на проезжающий мимо междугородний автобус. На подъезде к городу, я видела, как над ним сверкают молнии, но оказавшись там, следов дождя не обнаружила. Даже не знаю, что же это было такое, если не молнии.

А автобус тем временем увозил меня куда-то от набережной, от которой я хотя бы знала, как добраться до отеля. Ехал он, судя по всему, на центральный автобусный вокзал – совсем не туда, куда мне нужно. Когда я это поняла, то сразу вышла и пошла искать другой автобус, который отвёз бы меня в район моего отеля. Очередной добрый человек показал, куда идти и вот я снова в пути, правда не зная до какой остановки ехать. Было немного волнительно, что опять уеду куда-то не туда. Следила за движением автобуса по карте и только надеялась, что он не свернёт. Я всё ближе и ближе подбиралась к цели, и вот, ура, он не свернул, и я вышла в нужном мне месте! А через 10 минут уже была в отеле. Приняла душ и начала собирать вещи. Завтра мне предстоял переезд в новый город, очень-очень интересный!

Утром я благополучно добралась до центрального автовокзала. Немного там потупила, в основном из-за того, что на автобусах, да вообще везде, – не было ни слова латинскими буквами. Одни сплошные иероглифы – поди пойми куда какой автобус едет. Но меня, как всегда, выручили люди и показали, в какой нужно сесть. Купила в дорогу воды, села у окошка, поближе к выходу (на всякий случай), и через пару мгновений мы отправились в путь.

Хоть я и не увидела в Ченнае всего, что запланировала из-за своей болезни, я всё же сделала всё самое главное, и потому считаю, эти три дня вовсе не прошли напрасно. Ну а теперь я готова к новым приключениям в новом месте 🙂