India Time. Part 11. Madurai + Kanyakumari

Всё ближе к Индийскому океану, к самой-самой южной точке страны! Но прежде мне предстояла коротенькая остановка в Мадурае – я мечтала увидеть храм Минакши, который увидела на картинах из мемориала Виктории.

На следующее утро после прибытия я сразу же отправилась на него посмотреть. Там оказалось всё довольно строго с доступом. У входа необходимо было разуться, сдать все свои вещи, и камеру, и даже Рысика не пустили 🙁 Всё, что можно было взять – это документы, кошелёк и телефон (поэтому все фото сняты только на него). Пока я ждала своей очереди на вход, я познакомилась с местным гидом. Я бы не стала об этом упоминать, если бы он не оказался впоследствии моим «гидом дня». Но об этом расскажу чуть позже.

Территория храма, тоже обнесённая высокой каменной стеной как в Тируваннамалае, очень большая. Здесь целых 16 башен-пирамидок, пруды, музей, рынок и святилище Шивы, которое нельзя посещать неиндуистам. Есть несколько секретных мест, где в стенах храма можно найти крохотные круглые дырочки – они сделаны для тех, кто не может посещать святилище, но хочет взглянуть на него «хоть одним глазком». Из-за того, что дырочка очень маленькая, невозможно рассмотреть его полностью, лишь отдельные фрагменты.

Эти места для подглядывания мне показал тот самый гид, которого я встретила у входа. Прогуливаясь по храму, я случайно наткнулась на него снова и он предложил провести для меня маленькую бесплатную экскурсию и показать всё самое интересное.

Храм довольно старинный. Хоть его и восстанавливали после разрушения в 14-м веке, история его насчитывает уже более 2000 лет. На картинах английского художника Томаса Дэниелла, что я видела в мемориале Виктории, казалось, что и сама территория храма и пространство вокруг него – совершенно пустынны и безлюдны – лишь деревья и горы вокруг. Но наверное так было в 18-м веке, а сейчас Мадурай – это очень большой, плотно застроенный город, а храм стоит в самом его центре – потому выглядит это всё немного не так живописно, как я ожидала. Но тем не менее, внутри довольно красиво. Каждую башню украшают тысячи пёстрых маленьких фигурок, говорят, ни одна из них не повторяет другую. Внутри – множество залов с высокими колоннами и красочными расписными потолками. Есть и небольшой музей с моделями храма и изображениями богов.

Мой новый знакомый рассказал, что каждый вечер здесь проходит какая-то церемония, и что каждый может прийти и посмотреть ее. Так что я решила вернуться сюда попозже. На выходе, когда я забрала свои вещи, он также показал мне место на третьем этаже сувенирного магазина, откуда открывается вид на весь храмовый комплекс. Правда, это и не так уж высоко, как хотелось бы, но всё-таки какое-то впечатление об общей картине составить удалось, даже немножко было видно то секретное золотое святилище.

После этого с «гидом дня» мы попрощались. Очень ему благодарна за потраченное время, за то, что показал и рассказал столько интересного.

Вечером, перед тем как снова вернуться в храм, я отправилась на ужин в одно место, про которое узнала из гугл-карт – ресторан на крыше отеля «Surya». Но не успела я прийти, как сильно потемнело – надвигался дождь и всё небо затянуло черными тучами. В ресторане вообще никого не было кроме меня – так что я села на самое хорошее место, с которого можно было любоваться прекрасным видом на храм Минакши. Пока я ждала свой заказ, наблюдала, как в небе то тут, то там сверкают молнии – тучи становились всё темнее, а ветер поднялся такой, что со стола даже уносило посуду и мне пришлось её держать, чтобы она не улетела 🙂 И спустя минут 10 начался всё-таки дождь. Этого, наверное, было не избежать, хотя я очень надеялась.

Под крышей был только один стол и он уже был занят парой молодых людей, но, увидев, что мне негде сесть, они позвали меня к себе, что было довольно мило. Это очень симпатичная пара из Англии, имена которых я, к сожалению, не помню. Они рок-музыканты и путешествуют по Индии уже довольно давно, провели целых 4 месяца в Гоа – совсем не хотели оттуда уезжать. Они так красиво рассказывали мне о месте, где отдыхали, что я даже задумалась не заглянуть ли туда – до этого в Гоа меня не тянуло. Но я решила, что не в этот раз в любом случае. Когда дождь закончился, мы перебрались обратно на крышу и чудесно провели остаток ужина за разговорами об удивительной Индии.

Попрощавшись с ребятами, я вернулась в храм. Долго блуждала по его темным, жутковатым коридорам, пытаясь понять где же будет та самая церемония. У выхода из тайного святилища было много людей, они явно чего-то ждали – так что и я решила тоже подождать. Один мужчина поставил мне точку на лбу – я не просила, он просто обмакнул свой палец в красную краску, подошёл ко мне и сделал это. Не знаю почему, мне было очень приятно – как будто бы я больше не чужая здесь. Через какое-то время несколько мужчин с факелами в руках вынесли из святилища нарядный паланкин, где размещалась фигура бога Шивы. Покрутившись с этим паланкином в разные стороны, они начали шествие по территории храма, и люди сразу последовали за ними. Впереди всех шли трое музыкантов с длинными тоненькими трубами и барабанами, играя красивые традиционные мелодии. Шествие это то останавливалось, то снова продолжалось – все крутились туда-сюда, что-то говорили и пели – я конечно совсем ничего не понимала, но мне всё равно было очень интересно. Когда церемония закончилась, музыканты продолжили играть и я, разместившись прямо на полу, решила остаться и послушать их – очень уж экзотично звучала их музыка.

На следующий день я не знала чем еще заняться и просто сходила в кино на фильм «Чужой. Завет», который, к сожалению, не сильно меня впечатлил, хотя я его очень ждала. Еще попробовала индийское блюдо под необычным названием «Кофта» – это такая большая картофельная тефтелина с сыром в немного остром соусе с овощами и орешками – очень мне понравилось 🙂 А вечером я снова случайно встретилась с той английской парой в том же самом ресторане – они ждали свой ночной слипер-бас в Пондичерри.

Следующим утром и я отправилась в путь – в Каньякумари.

Очень хорошо помню тот момент – я зашла в автобус уже практически как к себе домой, села на место, на которое обычно сажусь, положила чемодан под сиденье точно так же, как обычно это делаю, спокойно оставив вещи, вышла купить воды. И вот снова я в пути, снова развиваются занавески, снова играет индийская музыка у водителя-диджея, снова пейзажи один прекраснее другого сменяют друг друга. Я как-то неожиданно тогда осознала, что мне совсем не страшно больше. Что я свободна. Что делаю то, что люблю. Что Бог со мной и ничего плохого не случится. Я дышала полной грудью, улыбалась сама себе и была очень-очень счастлива. В тот момент я открыла, что могу быть другим человеком – не тем, что бесконечно переживает по любому поводу, а если повода нет, то придумывает его, а человеком, который нашел внутренний покой и просто наслаждается моментом, тем, что у него есть прямо сейчас. Это был прекрасный дар Индии, который до сих пор со мной.

Благодаря картам, я выскочила из автобуса прямо рядышком с моим отелем. Про него писали какие-то не особо лестные отзывы, что это чуть ли не худший отель в мире. И я была очень сильно этому удивлена, когда оказалась внутри – и отель в целом, и моя комната не вызывали совершенно никаких нареканий – даже наоборот, мне кажется, это одно из лучших мест, где мне доводилось жить. И хоть я и не часто пишу отзывы, для этого места я оставила несколько добрых слов, чтобы люди не боялись останавливаться здесь.

Что же до моего пребывания в Каньякумари, то оно оказалось не настолько вдохновляющим, как я ожидала. Из всех мест моего индийского маршрута некоторые я хотела увидеть немного сильнее, чем другие – и Каньякумари было в их числе. Это самая южная точка Индии, где Аравийское море с запада, Бенгальский залив с востока сливаются воедино с Индийским океаном, а еще здесь в одном и том же месте можно встречать и рассвет и закат. А на скале, прямо посреди океана возвышается огромнейшая скульптура индийского поэта Тируваллура, а рядом – на соседней скале – мемориал философа Вивекананды, похожий на королевский дворец. Говорят, в хорошую погоду можно увидеть как моря различаются друг от друга по цвету и место, где одно сливается с другим.

Но оба дня, что я провела в Каньякумари были пасмурными – солнце выглядывало лишь изредка. Так что я ничего этого не увидела – моря большую часть времени скорее даже напоминали болото, так как из-за туч они приобретали какой-то грязно-коричневый цвет. А скульптура посреди моря была на реставрации и закрыта лесами.

Так что совсем ничего интересного со мной в этой поездке не приключилось. Я просто бродила по берегу, ела мороженое, посмотрела местный храм и пару католических соборов, прокатилась на пароме до острова с мемориалом и понаблюдала как забавно индусы позируют на камеру – это был наверное самый весёлый момент.

К сожалению, это всё. Это были очень тихие и спокойные два дня наедине с самой собой. И это неплохо. Просто я надеялась, что будет немного более захватывающе, но ничего – я решила, что если еще буду в Индии, то обязательно сюда вернусь.

Следующим утром, на этот раз поездом, я отправилась в соседний штат – Керала – «пальмовый рай»!